Вселенной называется всё сущее на свете. Это и Земля, на которой мы живём, это и горы и моря, покрывающие её поверхность. Это наша Луна и наше Солнце и это бесчисленные звезды, пылающие над нашей головой.
«Мир» никогда не кончится: вселенная была и будет вечна в своём движении и развитии.


Размеры поршневых колец мотоциклов «ИЖ». Иж планета 5 диаметр поршня


Поршень

В любом двигателе поршень - это тот элемент, который воспринимает давление газов, образующихся при сгорании топливной смеси, и передает усилие на шатун. В двухтактном же двигателе поршень выполняет еще и роль механизма газораспределения. Поэтому форма его довольно сложна: в нижней части юбки 3 (рис. 2.5) имеются окна 4, открывающие перепускные каналы и точно соответствующие по форме окнам в цилиндре. Поршень должен располагаться в цилиндре строго ориентировано, чтобы стыки поршневых колец не попадали в проемы, иначе их поломка неизбежна. От проворачивания на поршне кольца фиксируются стопорными штифтами.

Поршень 6 (см. рис.2.2) соединен с верхней головкой шатуна 24 при помощи пальца 8, который фиксируется от осевого смещения в бобышках стопорными кольцами.

На поршнях одноцилиндровых двигателей устанавливается по три компрессионных кольца, двухцилиндровых - по два.

Рис. 2.5. Поршень:

1 - днище; 2 - канавка; 3 - юбка; 4 -окно; 5 - бобышка

Долговечность работы сопряженной пары цилиндр-поршень зависит от того насколько точно подобрана эта пара. По технологическим причинам невозможно изготовить все цилиндры и все поршни совершенно одинаковыми (существуют определенные допуски на размеры). Поэтому цилиндры и поршни после выхода их с последней операции тщательно измеряются и сортируются на группы. Детали в каждой из групп отличаются между собой не более, чем на 0,01 мм. Каждая из групп имеет определенную маркировку. При сборке необходимо подбирать поршни и цилиндры из соответствующих друг другу групп (табл. 2.1, 2.2).

Таблица 2.1

Размерные группы поршней и цилиндров мотоцикла "Иж-П-3", "Иж-П-4", "Иж-П-5"

маркировка

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

1

71,94-0.01

7] 99+0.01

0

71,95-0.01

72,00+0'01

00

71,96-0.01

72,01+0.01

000

71.97-0.01

72,02+0.01

Таблица 2.2 Размерные группы цилиндров и поршней мотоциклов "Иж-Юпитер"

Маркировка

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

2

61.98+001

62,00+0.01

1

61,99+001

62.01 +001

0

62.00+001

62,02+001

00

62,01+001

62,03+001

000

62,02+001

62.04+001

На мотоциклах "Иж-Ю3" и "Иж-Ю3-01" количество размерных групп - 4, однако на мотоциклах "Иж-Ю3-01" и "Иж-Ю4" номинальный диаметр увеличен на 0,28 мм, поэтому нормальные цилиндры "Иж-Ю3-01" являются для "Иж-Ю2" ремонтными. Это видно из табл. 2.3.

Если поршень не имеет маркировки или она нанесена недостаточно ясно, измерять диаметр следует на строго определенной высоте. Для поршня "Иж-Ю" она составляет 42 мм, для поршня "Иж-П" - 55 мм, а Для поршня "Иж-ПС" - 35 мм от края юбки поршня в плоскости перпендикулярной оси пальца.

Таблица 2.3

Размерные группы поршней мотоциклов Иж-Ю3" ("Иж-Ю2"), "Иж-Ю3-01" и "Иж-Ю4"

Поршни "Иж-Ю2", "Иж-Ю3"

Поршни

Иж-Ю3-01, Иж-Ю4

Обозначение

детали

Назначение детали

Клеймо № группы

Диаметр поршня, мм

Назначение

детали

Клеймо № группы

Диаметр поршня, мм

"Иж-Ю3" 1-8

Нормальные ЗИП

2

1

0

61,65-0,01

61,66-0,01

61,67-0,01

"Иж-Ю3" 1-8-2

Первый ремонт

2

1

0

61,94-0,01

61,95-0,01

61,96-0,01

Нормальные ЗИП

2'

1' 0'

61,94-0,01

61,95-0,01

61,96-0,01

"Иж-Ю3" 1-8-21P

Второй ремонт

62,21-0,03

Первый ремонт

1р2

62,21-0,03

"Иж-Ю3" 1-8-2 2Р

Возможно

использовать для третьего ремонта

62,46-0,03

Второй ремонт

62,46-0,03

1 Поршни, имеющие клеймо 2,1,0, являются поршнями первого ремонта для двигателей "Иж-Ю", "Иж-Ю2" и "Иж-Ю3".

2 Поршни первого ремонта для двигателей "Иж-Ю3-01" (27 л.с.) и "Иж-Ю4" являются поршнями второго ремонта для "Иж-Ю", "Иж-Ю2" и "Иж-Ю3".

Для мотоцикла "Иж-Планета-Спорт" изготавливаются цилиндры и поршни нормального размера трех групп и двух ремонтных размеров (табл. 2.4).

Таблица 2.4 Размерные группы поршней и цилиндров мотоцикла "Иж-ПС"

Маркировка

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

0

+0,01

76,02

+0.01

75,99

1

+0.01

76,01

+0,01

75,98

2

+0.01

76,00

+0.01

75,97

Р

+0,06 76,5 -0,06

76,5-0.03

+0,06

77,0 -0,06

77.0-0.03

< Предыдущая Следующая >
 

motoavto.su

Поршневые пальцы мотоциклетных двигателей

Служит для соединения цилиндра с шатуном.

Поршневые пальцы подбираются к поршням по размеру отверстия в бобышках (табл. 2.8). На бобышках и на их торцах, должны быть метки одного цвета. Следует иметь в виду, что палец в бобышки устанавливается по плавающей посадке, т.е. в сопряжении может быть от 0,002 мм натяга до 0,008 мм зазора. Иными словами, смазанный палец обычно входит в отверстие под усилием руки, особенно если поршень слегка нагрет.

Таблица 2.8

Размерные группы пальцев и отверстий бобышек поршней "Иж-П3"

Цветной индекс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстий бобышек, мм

Зеленый

Белый

Черный

15,003-0.005

14,998-0.005

14 993-0.005

15,001+0,005 14,996+0,005

14,991+0,005

Выпускаются также пальцы первого и второго ремонтного размера (их часто устанавливают, когда посадочные поршня разбиты). В этом случае надо бобышки поршня и втулку верхней головки шатуна обработать до размеров, указанных в табл. 2.9.

Таблица 2.9

Размерные группы ремонтных пальцев и отверстий бобышек поршней "Иж-П3"

Ремонт

Цветной индекс

Диаметр пальца,

мм

Диаметр

отверстия

бобышек

Диаметр

отверстия втулки

верхней головки

шатуна, мм

Первый

Красный с одной стороны

15,1-0,05

+0,003

15,1

-0,002

Диаметр пальца

плюс

0,02... 0,03

Второй

Красный с обеих сторон

15,2-0.05

+0,003

15,2

-0,002

Для поршней "Иж-Ю2", "Иж-Ю3", Иж-Ю3-01" выпускаются пальцы нормального размера трех групп и ремонтные, двух групп (табл. 2.10).

В двигателе "Иж-Планета-Спорт" поршневой палец соединяется с шатуном через игольчатый подшипник с сепаратором. Число иголок -14, размеры игл - 2 х 16 мм. Размерные группы пальцев и отверстий в бобышках приведены в табл. 2.11.

Таблица 2.10

Размерные группы пальцев для поршней "Иж-Ю2", "Иж-Ю3" и "Иж-Ю3-01"

Поршневые пальцы

обозначение

назначение

цветной

диаметр

детали

детали

индекс

мм

"Иж-Ю" 1-11

Нормальные

Черный

13,995-0.0025

Белый

13,9975-0.0025

Зеленый

14,000-0.0025

"Иж-Ю" 1-11 Р1

Первый ремонт

Красный

14,157-0.015

"Иж-Ю" 1-11 Р2

Второй ремонт

Желтый

14,257-0.015

Примечания:

1. Поршни первого и второго ремонта выпускаются с размером бобышек под нормальный палец. Ремонтные размеры пальцев используются для ремонта изношенных бобышек поршней как нормальных, так и ремонтных размеров - фактический диаметр +0,001...0,011.

2. Во втулку верхней головки шатуна палец должен входить с зазором 0,03-0,06 мм. Этот зазор обеспечивают, обрабатывая втулку разверткой.

Таблица 2.11

Размерные группы пальцев и отверстий бобышек поршней "Иж-ПС"

Цветной индекс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстий бобышек, мм

Белый

18,0000... 17,9975

18,0030... 18,0005

Черный

17,9975... 17,9950

18,0005... 17,9980

Красный

17,9950... 17,9925

17,9980... 17,9955

Зеленый

17,9925... 17,990

17,9955... 17,9930

< Предыдущая Следующая >
 

motoavto.su

Размеры поршневых колец мотоциклов «ИЖ» - Ремонт и подготовка двигателя - Пособие механикам мотоциклов

Тепловой зазор в стыке, в сжатом и в рабочем состоянии принимается в зависимости от положения кольца. У верхнего, которое нагревается больше, зазор делается несколько больше, чем у нижнего.

На ижевских одноцилиндровых двигателях этот зазор равен 0,3 мм, а на двухцилиндровых («Юпитер») — 0,2 мм.

У ковровских мотоциклов зазор в стыке равен 0,2 мм. У четырехтактных двигателей (киевских и ирбитских) этот зазор находится в пределах 0,25 — 0,45 мм. Размеры поршневых колец мотоциклов «ИЖ» показаны в таблице.

Кольцо Наружный диаметр (мм) Толщина (мм) Высота (мм)
Двигатели Иж-56, Иж-П
Нормальное 72,0 + 0,03 2,9 + 0,08 2,5 — 0,2
1-го ремонтн. размера 72,5 + 0,03 2,9 + 0,08 2,5 — 0,02
2-го ремонтн. размера 73,0 + 0,03 2,9 + 0,08 2,5 — 0,02
Двигатель Иж-Ю
Нормальное 61,75 + 0,015 2,5 ± 0,08 — 0,01
2,5 — 0,022
— 0,01
2,5 — 0,022
1-го ремонтн. размера 62,0 + 0,015 2,5 + 0,08 — 0,01
2-го ремонтн. размера 62,25 + 0,015 2,5 + 0,08 2,5 — 0,022

«Пособие механикам мотоциклов»,А.Н.Силкин, Б.С.Карманов

Загрузка...

www.carshistory.ru

Мотоцикл ИЖ - Все или почти все о поршне

Если быть точным, поршень - это самая нагруженная деталь в двигателе. Он испытывает механические нагрузки от расширения рабочей смеси при сгорании ее в цилиндре, тепловые - от того же сгорания, да к тому же еще и ускоряется-замедляется по 100-200 раз в минуту. И должен при этом передать всю энергию сгорания дальше по инстанциям. Но сейчас нас интересует он только с одной стороны: это вещь, которая греется. Ну, и между делом ходит туда-сюда в цилиндре. Без терминологии никак не обойтись. Боковые стенки поршня называются юбкой, верхняя - дном, приливы под поршневой палец - бобышками. Иногда верхнюю часть поршня (выше поршневого пальца) называют головкой. Какая поверхность поршня внешняя, а какая внутренняя - понятно и так. Есть еще кольца и прочая чепуха, но сейчас это нас не интересует, ибо греться поршню не помогает и не мешает.Отчего поршень греется? Ответ очевиден - от бушующего в цилиндре пламени. Нагревом от трения юбки поршня о зеркало цилиндра можно смело пренебречь. Основное доказательство: когда есть возможность, я обкатываю новую поршневую, вращая коленвал внешним двигателем. Так вот, нагрева цилиндра (а, следовательно - и поршня) практически не происходит, несмотря на отсутствие обдува. Если захотите сами применить этот способ обкатки - не забывайте периодически впрыскивать масло в камеру КШМ и непосредственно в цилиндр через свечное отверстие. Иначе, при работе "на сухую" как раз-таки возникнет и трение, и нагрев, и перегрев.Но поршень не только греется, но и охлаждается, иначе бы он раскалился до 600-900 градусов Цельсия и ему пришел бы откровенный кердык. Охлаждается поршень холодной рабочей смесью, находящейся в камере КШМ, соприкасаясь с ней внутренней поверхностью юбки и дна; часть тепла отводится при тепловом контакте внешней поверхности юбки к зеркалу цилиндра; самая малая часть отводится через поршневой палец к шатуну. При использовании игольчатого подшипника в этом узле теплоотдачей здесь можно пренебречь. Попутно замечу, что именно из-за нагрева пальца при холодном шатуне в значительной степени происходит износ и разрушение этого самого подшипника, от чего свободен подшипник скольжения (бронзовая втулка).Чем чреват нагрев поршня? Самое главное - при нагреве он расширяется. Причем алюминиевый поршень расширяется намного меньше, чем чугунная гильза цилиндра. Вследствие этого и происходит клин поршня в цилиндре. Причем механика этого процесса такова: расширившийся поршень выдавливает пленку масла между юбкой и зеркалом, после чего начинается трение металла о металл. Это приводит к резкому нагреву юбки, а дальше - прихват поршня или клин.Как предотвратить перегрев поршня? Многие тут же скажут: полировать дно! Однако адепты поголовного и повсеместного полирования будут наверняка удивлены, что на дно некоторых поршней наоборот, наносилось теплоизолирующее покрытие - керамика или фторопласт (вспомните тефлоновые сковородки). Особенно это актуально на коротких поршнях кроссовых мотоциклов, у которых охлаждение за счет теплового контакта с зеркалом практически отсутствует. Смысл в этом есть: цикл сгорания (назовем это так) составляет 25-30% от общего времени работы двигателя. Следовательно, лучше защититься от тепла, чем улучшать его отдачу. Но для двухтактных двигателей это не актуально - высота поршня регламентируется окнами цилиндра. И в этом случае действительно, лучше всего отполировать дно - это улучшит теплоотдачу и предотвратит (в какой-то степени) образование нагара. А вот нагар на дне поршня резко увеличивает его нагрев!А теперь подходим к самому сложному. При нагреве поршень расширяется неравномерно. Головка поршня, где металла больше, соответственно больше и расширяется, чем низ юбки. Но при рабочей температуре поршень должен быть строго цилиндрическим. Соответственно, для этого его делают несколько коническим - диаметр поршня снизу несколько больше диаметра вверху. Хотя эта разница и невелика (сотые доли миллиметра), но она совершенно обязательна. Где в таком случае мерить диаметр поршня? Принято это делать под нижним компрессионным кольцом. Поскольку в двухтактных поршнях маслосъемных колец нет, то можно сказать и проще: под нижним кольцом.Но и это еще не все. Мало того, что поршень не цилиндрический, а конический, он еще и не круглый! Тут придется рассмотреть приложение сил к поршню в цилиндре во время работы. Рабочая смесь в цилиндре создает давление на поршень P, направленное перпендикулярно дну поршня. Реактивная сила шатуна R раскладывается на две составляющие, одна из которых (F) направлена встречно давлению, а другая - (N) перпендикулярно зеркалу цилиндра. Именно N прижимает поршень к стенкам цилиндра, деформируя его. Для того чтобы поршень оставался круглым во время работы, его изготавливают эллиптическим. Большая ось эллипса направлена перпендикулярно продольной оси поршневого пальца. Теперь можно с уверенностью сказать, что поршень имеет эллиптическо-коническую форму в холодном состоянии и цилиндрическую при работе. И это так!

К сожалению, это только в идеале. При работе поршень изнашивается, причем изнашивается неравномерно. Если производить измерение поршня неправильно, то создастся ощущение, что никакого износа нет. В самом деле, основной диаметр поршня, измеренный под нижним кольцом перпендикулярно продольной оси поршневого пальца, практически неизменен. Если измерить диаметр поршня в той же плоскости, но перпендикулярно - износа вообще не будет! А вот если измерить нижний диаметр юбки поршня - износ налицо. Зачастую этот диаметр даже меньше основного. Это и приводит к так называемой перекладке поршня, точнее, к чрезмерной перекладке. Отсюда и стуки, и звон при работе двигателя, малая мощность и склонность к перегреву. Можно сравнить два поршня, новый и изношенный. Если первый будет иметь такую хитрую форму, как сказано выше, то второй будет просто непонятной формы. Разумеется, если новый поршень не будет "левым".

А если поршень изнашивается неравномерно, следовательно, какая-то часть поверхности поршня "не работает". Действительно, это так. Если посмотреть на приложение силы N, то будет ясно, что боковая поверхность поршня около поршневого пальца в работе практически не участвует. Поэтому, для предотвращения клина поршня вследствие его деформации под воздействием силы N, часть металла снимают. При этом образуются так называемые холодильники. Их роль двояка: помимо предотвращения клина от деформации поршня они еще и хранят в себе масло, стекающее с поршня и пальца. Характерно, что все "левые" поршни холодильников не имеют, что говорит о качестве их работы.

Напоследок остановлюсь о такой хитрости, как разрезной поршень. Они изначально применяются на "Планетах". Основное их отличие - в юбке ниже поршневого пальца выполнен вертикальный разрез. Количество и форма разрезов может быть различна, но принцип их работы один - при расширении юбки разрез сужается, и клина не происходит. Обычно такие поршни применяют при большом диаметре цилиндра и высоте поршня. Однако не противопоказаны разрезы и "юпитеровским" поршням. Большой пользы от них не будет, но если есть зуд в руках - можете попробовать. Но не думайте, что будет какой-то явно выраженный эффект - нижняя часть юбки короткоходового двигателя слишком короткая. И обязательно просверлите отверстие вначале разреза, иначе поршень попросту сломается в этом месте!Вот вкратце и все, что надо знать из теории. В следующий раз расскажу о практике - покупке новых поршней при ремонте ЦПГ."

Источник: moto4you.ru

izh-motor.ru

Каталог мотоциклов характеристики цена фото

Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ

 

 

Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт.

«Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала.

Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок.

Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю мотоцикла ИЖ», которую готовит книжное издательство «Удмуртия».

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЦИЛИНДРЕ

Это наиболее ответственная деталь двигателя. Напомним, что износ цилиндра во многом зависит от эффективности воздухоочистителя, температурного режима (поэтому все регулировки систем питания и зажигания должны точно соответствовать инструкции), от своевременности и качества ухода. Если, например, вовремя не удалить с поверхности цилиндра грязь или пыль, то резко ухудшится охлаждение со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Безотказная работа двигателя на разных режимах конструктивно обеспечивается тепловыми зазорами (между цилиндром и поршнем, причем подбор пары цилиндр — поршень осуществляется строго по группам.

В зависимости от внутреннего диаметра цилиндры двигателя ИЖ Юпитер делятся на шесть групп, а двигателя ИЖ-56 и ИЖ Планета — на четыре. Разница в диаметре между смежными группами 0,01 мм. У ИЖ Юпитер номер группы клеймится на верхней наружной «части выпускного патрубка цилиндра. На двигателях ИЖ-56, ИЖ Планета номер группы заносится на передней нижней части цилиндре (со стороны выпускных окон) или на фланце для крепления впускного патрубка. Размеры серийных и ремонтных цилиндров, а также разбивка их по группам приводятся а таблице 1.

 

Таблица 1

Цилиндр Диаметр цилиндра,мм   Обозначениегруппы
Двигатели ИЖ-56, ИЖ Планета    

1;

0;

00;

000;

Серийный цилиндр 72

+ 0,03

- 0,01

Расточка под 1-йремонтный поршень 72,5

+ 0,03

- 0,01

Расточка под 2-йремонтный поршень 73

+ 0,03

- 0,01

Двигатель ИЖ Юпитер    

000;

00;

0;

1;

2;

4

Серийный цилиндр 61,72

+ 0,06

+ 0,03

Расточка под 1-йремонтный поршень 61,97

+ 0,06

+ 0,03

Расточка под 2-йремонтный поршень 62,22

+ 0,06

+ 0,03

 

При нормальной эксплуатации мотоцикла средний износ цилиндра на тысячу километров пробега для двигателя ИЖ Планета составляет 0,0045—0,0065 мм; для двигателя ИЖ Юпитер величина его нескользко меньше.

Инерционный воздухоочиститель типа «циклон» мотоцикла ИЖ-56 менее эффективен, чем контактно-масляный. Поэтому средняя величина износа цилиндра ИЖ-56 несколько больше, чем ИЖ-П. Допустимым считается износ 0,15—0,2 мм. При дальнейшем увеличении зазора появятся сильные стуки поршня о стенки цилиндра и упадет мощность двигателя.

Необходимость расточки цилиндра для установки первого ремонтного поршня возникает на мотоцикле ИЖ-56 после 17 тысяч километров, на мотоциклах ИЖ Планета и ИЖ Юпитер — после 20—25 тысяч. Пробег мотоциклов с боковым прицепом до расточки цилиндров меньше на 15—20 процентов. Объясняется это более высокими нагрузками и худшим охлаждением двигателя из-за меньшего напора встречного потока воздуха.

Ремонт цилиндра заключается в растачивании его внутреннего диаметра под поршень первого или второго ремонтных размеров. Причем диаметр цилиндра при растачивании до каждого следующего »ремонтного размера увеличивается на 0,25 мм у двигателя ИЖ Юпитер и на 0,5 мм у двигателей ИЖ-56 и ИЖ Планета (цифры даны с учетом хонингования — операции доводки поверхности). Чтобы добиться необходимой точности и чистоты зеркала цилиндра (не ниже 10-го класса), после расточки его надо хонинговать. Если нет специального оборудования для этой операции, можно достичь того же результата при помощи чугунного или деревянного шпалера на токарном станке. При доводке шпалером обычно пользуются мелким наждачным порошком. После обработки зеркало цилиндра и все каналы надо тщательно промыть. Цилиндр при хонинговании должен быть обработан до размера, при котором поршень в двигателях ИЖ-56 и ИЖ Планета проходит в цилиндре под небольшим усилием руки, а в двигателе ИЖ Юпитер — под собственным весом без резкого падения. Перед установкой нового или расточенного цилиндра его зеркало слегка смажьте автолом. Для хорошей приработки собранный двигатель необходимо обкатать.

 

НЕМНОГО О ГОЛОВКЕ

Очень важно периодически удалять нагар с внутренней полости головки. Большое количество его вызывает перегрев двигателя, а кроме того, может увеличить степень сжатия (вплоть до появления детонации) и ускоряет износ трущихся деталей.

Нагар обычно удаляют металлическим скребком или шабером, затем поверхность зачищают шкуркой. Если газы проникают под головку (обычно это сопровождается резким звуком выпуска и появлением масляных пятен на плоскости верхнего ребра цилиндра), надо ослабить и снова равномерно затянуть на холодном двигателе гайки крепления головки. Боли и таким способом не удастся избавиться от пропуска газов, то надо снять головку и проверить, нет ли забоин на плоскости, прилегающей к цилиндру. Если они есть — притереть головку на плите.

 

ПОРШЕНЬ И КОЛЬЦА

Мы уже говорили, что пары цилиндр— поршень подбирают строго по группам. Маркировку наносят на наружной поверхности головки поршня. Размеры серийных и ремонтных поршней, их разбивка по группам приведены в таблице 2. Контрольные диаметры показаны на рисунке.

 

Контрольные диаметры поршня (к таблице 2).

 

 

Таблица 2

  Размеры поршня, мм Обозначение группы по Д2 Цвет метки по Д4
  высота Д1 Д2 Д3 Д4
Двигатели ИЖ-56, ИЖ-П      

 

     

Серийный поршень

55 71,74 —0.04 71,97 —0.04 72,06 —0.04

15

+ 0.06

— 0.09

1; 0; 00; 000 зеленый, белый, черный
1-йремонтный поршень 55 72,24 —0.04 72,47 —0.04 72,56 —0.04
2-йремонтный поршень 55 72,74 —0.04 72,97 —0,04 73,06 —0.04
Двигатель ИЖ Ю              

Серийный поршень

55 61,52 —0.06 61,60 —0.06 61,71 —0.06

14

+0.01

-0.05

000; 00; 0; 1; 2; 3 зеленый, белый, черный
1-йремонтный поршень 55 61,77 —0.03 61,85 —0.03 61,96 —0.02
2-йремонтный поршень 55 62,02 —0.03 62,10 —0.03 62,21 —0.02

 

Иногда спрашивают, когда лучше проверять состояние поршня. Периодичность осмотра зависит от условий, в которых эксплуатируется мотоцикл, и в среднем составляет 5 тысяч километров пробега. На износ поршня влияют те же факторы, что и на донос цилиндра, — особенно температурный и скоростной режим работы двигателя.

Помните, что три одной и той же скорости движения мотоцикла скорость перемещения поршня в цилиндре, а следовательно, и износ поршня будут зависеть от передачи. Износ всегда больше при езде на низшей передаче.

При нормальной эксплуатации мотоцикла -средний износ поршня ИЖ Планета за тысячу километров пробега составляет 0,003—0,004 мм, а поршня ИЖ-Ю — 0,0025—0,0035 мм; износ поршня в двигателе мотоцикла ИЖ-56 несколько больше, чем на ИЖ-П. Это объясняется недостаточно хорошей очисткой воздуха очистителем типа «циклон».

Когда надо заменять поршни? Обычно с появлением сильных стуков на всех режимах работы и снижением мощности двигателя.

В среднем пробег мотоцикла-одиночки ИЖ-56 до установки первого ремонтного поршня составляет 13—16 тысяч километров, мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-Ю — 20—25 тысяч.

Теперь о «прихвате». Из-за перегрева поршень «прихватывает» обычно в зоне бобышек. Если это случилось, зачистите мелким напильником место «прихвата» и промойте поршень. При работе двигателя посадка поршневого пальца в бобышках должна быть плавающей. Для этого между пальцем и поршнем полагается от 0,002 мм натяга до 0,008 мм зазора при температуре 15—20 градусов (так называемый гарантированный зазор).

В зависимости от размеров поршневые кольца и поршни делятся на три группы. Поршни маркируются цветной краской на торце бобышки — каждая труппа своим цветом.

Если нет поршней к ИЖ-Ю, на двигатель можно устанавливать поршни от мотоцикла К-175. Но имейте в виду, что их посадка в цилиндрах по сравнению с поршнем ИЖ-Ю будет несколько свободнее. Это не отразится на работе двигателя, но в отдельных случаях может появиться стук, подобный тому, что возникает при изношенном цилиндре. Устанавливаемый на ИЖ-Ю поршень К-175 должен иметь ту же группу, что и цилиндр. Поршень располагают в цилиндре так, чтобы стрелка, выбитая на его головке, была направлена назад по ходу мотоцикла — тогда кольца не будут западать в окна.

На поршнях двигателей ИЖ-56 и ИЖ-П устанавливается по три поршневых кольца, на поршнях двигателя ИЖ-Ю — по два.

Размеры нормальных и ремонтных поршневых колец показаны в таблице 3.

 

Таблица 3

Кольцо Наружный диаметр, мм Толщина, мм Высота, мм
Двигатели ИЖ-56, ИЖ-П        

Нормальное

72,00 +0.03 2,9 ±0.08 2,5 —0.02  
1-горемонтного размера 72,50 +0.03 2,9 ±0.08 2,5 —0.02  
2-горемонтного размера 73,00 +0.03 2,9 ±0.08 2,5 —0.02  
Двигатель ИЖ-Ю        

Нормальное

61,75 +0.015 2,5 ±0.08 2,5 —0.01 — 0.022
1-горемонтного размера 62,00 +0.015 2,5 ±0.08 2,5 —0.01 — 0.022
2-горемонтного размера 62,25 +0.015 2,5 ±0.08 2,5 —0.01 — 0.022

 

 

При соблюдении правил эксплуатации пробег ИЖ-Ю и ИЖ-П без замены поршневых колец составляет 20—25 тысяч километров, а ИЖ-56 — 12—15 тысяч. Срок службы поршневых колец на мотоциклах с боковым прицепом меньше на 15—20 процентов. Проверять состояние колец рекомендуется при очередном осмотре поршня.

Отчего кольца «пригорают» и «закоксовываются»? Это явление — результат интенсивного образования нагара при использовании масла низкого качества, при большом содержании его в топливе или высоком температурном режиме двигателя. Кольцо теряет подвижность в канавке поршня, неплотно прилегает к зеркалу цилиндра, а как следствие — газы проникают из камеры сгорания в кривошипную камеру и снижается мощность двигателя. При большом нагарообразовании бывает трудно снять кольцо с поршня. В этом случае надо осторожно, чтобы не поломать, нажимая на кольцо в разных точках, добиться его подвижности и затем уже снять. Если это не поможет, сделайте лезвием безопасной бритвы зазор между поршнем и кольцом и потом снимите его.

Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы в замке кольца был определенный зазор. Увеличение его в стыке приводит к тому, что увеличивается пропуск газов из камеры сгорания и на поршне отлагается нагар. При нагаре меньший зазор может во время работы двигателя привести к заклиниванию кольца в цилиндре. Зазор нового кольца для ИЖ-56 и ИЖ-П должен быть в пределах 0,3—0,45 мм, для ИЖ-Ю — 0,2—0,35 мм. Эти зазоры одинаковы у всех колец, независимо от места их расположения на поршне. Если зазор меньше нормы, то концы колец припилите напильником.

С ростом пробега мотоцикла поршневые кольца изнашиваются и теряют упругость. Практически об упругости колец можно судить по изменению зазора в стыке. Менять кольца надо при зазоре более 3,00 мм на двигателях ИЖ-56 и ИЖ-П и 2,5 мм — на двигателе ИЖ-Ю. Увеличение зазора до этих величин соответствует потере упругости колец приблизительно на 50 процентов. Как правило, сильнее изнашивается верхнее поршневое кольцо. Для проверки надо вставить кольцо в цилиндр без перекоса на высоту 10—15 мм от верхнего торца и замерить зазор щупом.

Для нормальной работы двигателя очень важно, чтобы кольца плотно прилегали по всей поверхности к зеркалу цилиндра. Определяют это на глаз по просвету между цилиндром и вставленным в него кольцом. Для более точной оценки надо учесть, что положение стыка кольца в цилиндре должно соответствовать его положению на поршне в собранном двигателе. Если свыше 35 процентов поверхности кольца не прилегает к зеркалу цилиндра, кольцо надо заменить.

При установке новых колец проверьте, кроме того, подвижность их в канавках поршня. Нормальный зазор составляет 0,06—0,11 мм, а определить его можно щупом. Уменьшение зазора приводит к быстрому «закоксовыванию» колец, значительное увеличение — к разбиванию канавки в поршне. При работе двухтактного двигателя поршневое кольцо в основном прижимается к поршню своим нижним торцом, и для хорошего уплотнения торец должен иметь ровную поверхность. Поэтому, если потребуется уменьшить высоту кольца, чтобы обеспечить зазор не менее 0,06 мм, можно прошлифовать кольцо на наждачной бумаге, обязательно на ровной поверхности.

Ремонтные кольца двигателя ИЖ-Ю, выпускаемые как запасные части, имеют цветовой индекс на внутренней стороне вблизи замка. У колец 1-го ремонтного размера метка красного цвета, 2-го — желтого. Группа ремонтного кольца двигателей ИЖ-56 и ИЖ-П указывается на его упаковке.

На двигателе ИЖ-Ю можно использовать поршневые кольца с ковровских мотоциклов класса 175 см3. Только перед этим надо проверить их зазоры.

 

В. АБРАМЯН, В. ЗАБЕЛИН, инженеры

г. Ижевск

 

1966N10P14-15

bazamoto.ru

Замена деталей цилиндропоршневой группы ИЖ Юпитер 5

Замена деталей цилиндропоршневой группы Цилиндр и поршень подбираются из одинаковых групп по табл. 4. Поршень имеет эллипсно-бочкообразную форму специального профиля. Размеры группы поршня определяются на расстоянии 42 мм от нижнего торца в сечении, перпендикулярном оси поршневого пальца. Таблица 4 Маркировка групп цилиндров и поршней

Маркировка группы Диаметр, мм Цилиндр Поршень 2 62,00+0,01 61,98+0,01 1 62,01+0,01 61,99+0,01 0 62,02+0,01 62,00+0,01 00 62,03+0,01 62,01+0,01 000 62,04+0,01 62,02+0,01

При установке ремонтного поршня расточить цилиндр с последующим хонингованием или доводкой до размеров, обеспечивающих радиальный зазор между цилиндром и поршнем 0,01...0,03 мм.Поршень без колец в цилиндре должен отпускаться плавно под своим весом. При ремонте поршневой группы пользуйтесь таблицами 5 и 6. При установке ремонтных пальцев отверстия в бобышках поршня довести до размера, обеспечивающего зазор 0,001...0,006 мм, для верхней головки шатуна - 0,05...0,0845 мм.Палец запресовывается в нагретый поршень (в кипятке ).Палец перед установкой положить в морозильник желательно. Головки цилиндров в зависимости от объема камеры сгорания делятся на три группы и маркируются на торце головок цифрами 1, 2, 3. При замене головка подбирается той же группы. Максимальный объем имеет головка третьей группы. При замене поршневых колец необходимо установить кольца в цилиндр и проверить зазор в стыке колец, он должен быть 0,2 ... 0,4 мм, если зазор менее 0,2 мм, стыки колец подпилить. Таблица 5. Маркировка групп поршней и поршневых колец

Группа ремонта Поршень Поршневые кольца Маркировка ремонта Диаметр, мм Маркировка цвета Диаметр, мм 1 1Р 62,26-0,03 Желтый 62,25+0,015 2 2Р 62,51-0,03 Синий 62,50+0,015

Поршневой1 палец и поршень в зависимости от размера отверстия под палец маркируются краской одною цвета (зеленой, белой, черной), она наносится на торец пальца и бобышку поршня. Таблица 6 Маркировка групп поршневых пальцев

Группа ремонта Маркировка цвета Диаметр поршневого пальца, мм 1 Красный 14,157- 0.015 2 Желтый 14,257- 0.015

Примечания; 1. Цилиндры и поршни мотоцикла маркируются цифрой в кружке на днище поршня и на верхнем ребре цилиндра. 2. Поршень устанавливать стрелкой, нанесенной на головке поршня в сторону, противоположную движению мотоцикла. При этом стопорные штифты поршневых колец находятся в направлении расположения выхлопного окна цилиндра. 3.Обкатка около 1500 км для ЦПГ в сборе 450км для поршней 150км для поршневых колец

xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai

Planeta Sport-350 Ремонт Размер групп поршней

Размерные группы поршней и цилиндров мотоцикла "ИЖ-ПС"
Маркировка Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм
0 76,02   +0,01 75,99  +0,01
1 76,01   +0,01 75,98  +0,01
2 76,00   +0,01 75,97  +0,01
Р 76,5     +0,06  -0,06 76,5  -0,03
77,0    +0,06   -0,06 77,0  -0,03

Размерные группы пальцев и отверстий бобышек поршней "Иж-ПС"

Цветной индекс Диаметр пальца, мм Диаметр отверстий бобышек, мм
Белый 18,0000... 17,9975 18,0030...18,0005
Черный 17,9975... 17,9950 18,0005...17,9980
Красный 17,9950... 17,9925 17,9980... 17,9955
Зеленый 17,9925... 17,990 17,9955... 17,9930

ijps350.narod.ru