Вселенной называется всё сущее на свете. Это и Земля, на которой мы живём, это и горы и моря, покрывающие её поверхность. Это наша Луна и наше Солнце и это бесчисленные звезды, пылающие над нашей головой.
«Мир» никогда не кончится: вселенная была и будет вечна в своём движении и развитии.


Цитаты из «Маленького Принца» Экзюпери. Анализ произведения «Маленький Принц». Планеты маленького принца


Путешествия Маленького принца (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

В начале Второй мировой войны Антуан де Сент-Экзюпери нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками или без крылышек удивленно смотрит из-за облака на землю, на ее дома, на овец. Этот удивленный мальчик все сильнее не Давал покоя писателю, летчику, бойцу, проповеднику духовных Ценностей. Этот мальчик стал героем удивительной сказки «Маленький принц», утверждающей красоту человеческих отношении, — сказки для детей и взрослых, написанной с огромной жаждой познать окружающий мир, привести людей к мудрости и счастью.

Маленький принц жил на маленькой планете, которая «была ь побольше его самого». Жил он по твердому правилу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». На его планете, как и на любой другой росли травы полезные (простые цветы, которые занимали мало места и никого не беспокоили) и вредные (баобабы). Если «баобаб не распознать вовремя», то потом от него уже не избавиться, и если планета маленькая, то баобабы, разросшись, «разорвут ее на клочки». Поэтому Маленький принц трудился, любил любоваться закатом, но «ему очень не хватало друга...».

Однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс крохотный росток, не похожий на все остальные. Вскоре из него выросла роза. «Она была так прекрасна, что дух захватывало», но горда и обидчива. Маленький принц учился любить свою розу, но был слишком молод и потому не разгадал за уловками и капризами своего цветка нежность. Роза дарила Маленькому принцу свой аромат, озаряла его жизнь, но, хотя он и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, однажды в его душе пробудились сомнения, и он решил отправиться путешествовать с перелетными птицами.

На первом астероиде жил один-единственный житель — король, для которого все люди — подданные. Это был абсолютный монарх, который не терпел непокорства, но добрый, поэтому «отдавал только разумные приказания». Хотя король владел всего лишь своей маленькой планетой, он считал, что владеет и другими планетами и звездами, «он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений». Король считал, что мудрость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем уже повелевать. Но короли на самом деле ничем не владеют, они только царствуют. Маленький принц решил, что властолюбие бессмысленно, он не захотел оставаться на первой планете и посоветовал королю отдавать благоразумные приказания, для того чтобы они исполнялись.

На второй планете жил тщеславный человек, которому казалось, что он «всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней», все им восхищаются. Такие «люди глухи ко всему, кроме похвал». Маленький принц сбежал от честолюбца, потому что честолюбие без всяких на то оснований бессмысленно.

На третьей планете жил пьяница, который пил, чтобы забыть, что ему совестно пить. И после первой, и после второй, и после третьей планеты Маленький принц убеждался, что «взрослые очень, очень, очень странный народ».

На четвертой планете жил деловой человек — до такой степени занятой, «что при появлении Маленького принца даже головы не поднял». Деловой человек владел звездами, потому что до него «никто не догадался ими завладеть». Он их считал. Распоряжался ими - считал и пересчитывал, клал бумажку с написанным на

м количеством звезд в банк и довольствовался этим. Но от этого не было никому никакой пользы. И деловой человек не смог с им спорить. Ему нужно было богатство для того, чтобы покупать звезды — получался замкнутый круг. Собственность делового человека тоже бессмысленна.

Пятая планета была меньше всех, и на ней жил фонарщик, зажигающий и гасящий фонарь, хотя на планете больше никто не жил.

Маленькому принцу работа фонарщика показалась полезной хотя бы потому, что это было красиво: как будто рождаются или засыпают звезда или цветок. Фонарщик не был ленивым, оставаясь верным своему слову, и думал не только о себе, но и о своей планете.

Шестая планета была огромной. На ней жил географ, изучающий моря, реки, города, горы и пустыни и не знающий, находятся ли они на его планете. Это был географ, а не путешественник. Он записывал рассказы путешественников и проверял их достоверность, фиксировал то, что никогда не меняется, и не фиксировал эфемерное — то, что должно скоро исчезнуть. И Маленький принц подумал о том, что «краса и радость недолговечна». Наука географа была бездушной.

Седьмая планета была Земля. Это была не простая планета. Маленький принц попал в пустыню и встретил змею, она была не толще пальца, но могущественнее любого короля. На высокой горе Маленький принц разговаривал с эхом, потом увидел целый сад роз, познакомился с Лисом, понял, что «навсегда в ответе за того, кого приручил».

Но ни на маленьких планетах, ни на большой Земле Маленький принц не встретил никого, кто мог бы стать его другом, кроме фонарщика — воплощения верности долгу, верности надежной, но бессмысленной.

В своих путешествиях Маленький принц своим детским восприятием увидел мир таким, каким он есть на самом деле: «Нет в мире совершенства!» Все лучшее, что есть в человеке, делает его слабым. И в простодушии Маленького принца, заключена мудрость и человечность.

www.rlspace.com

Цитаты из «Маленького Принца» Экзюпери. Анализ произведения «Маленький Принц»

Цитаты из «Маленького Принца» Экзюпери стали крылатыми фразами. Они знакомы даже тем, кто не читал знаменитую книгу французского летчика. Их нередко произносят, полагая, что они являются пословицами или поговорками. А ведь в словах персонажей этого аллегорического произведения содержится истина, которая помогает взглянуть на мир совсем другими глазами.

Из мудрых философских изречений состоит философская повесть, которую в 1943 году написал Сент-Экзюпери. Маленький Принц, цитаты из монологов которого стали частью современной культуры, – персонаж, символизирующий искренность, чистоту и любовь.

Приведи в порядок свою планету

В повести встречу героя со сказочным Принцем изображает Антуан Экзюпери. «Маленький Принц», цитаты из которого представляют собой философские изречения, – книга о детской мудрости и глупости взрослых. Что это за странный мальчик, который повстречался летчику после крушения его самолета? Что означают его странные речи о слонах, розах, овечках и баобабах? Возможно, встреча героя с загадочным Принцем – это возвращение автора в собственное детство...

«Берегись баобабов!» – говорит мальчик. И в этих словах содержится намек на глупость и взрослого человека, который, пребывая в своих заблуждениях, не видит зла, что разрастается и убивает все в округе. Семена баобабов символизируют в повести безобидное, на первый взгляд, микро-зло.

Власть прежде всего должна быть разумной

Маленький Принц жил на крохотной планете. Но ему нравилось путешествовать. На другой, такой же небольшой планете, он встретил Монарха, у которого не было подданных и некому ему было отдавать распоряжения. Но, несмотря ни на что, местный король был уверен в своей абсолютной власти.

С помощью своих персонажей великие человеческие ошибки и заблуждения описал Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький Принц», цитаты из которого, как правило, являются изречениями странного мальчика, жителя невиданной планеты, стал книгой, которая заставила задуматься взрослых во всем мире о том, для чего они живут, что в их жизни главное, а что второстепенное.

Честолюбец глух ко всему, кроме похвал

На второй планете жил тщеславный человек. «Взрослые – странный народ», – подумал Принц после знакомства с честолюбцем. Этот человек ничего не хотел, кроме восхищения и почестей.

Самые распространенные пороки современного общества изобразил в своей книге Антуан Экзюпери. Маленький Принц, цитаты из изречений которого превратились в мудрые крылатые фразы, олицетворяет идеи о том, что человек с годами лишается умения понимать простые вещи и все больше утопает в собственных иллюзиях.

Взрослые – поразительный народ

Маленький Принц посетил планету Пьяницы. Несчастный человек ничего не делал, кроме того, что пил. А пил он оттого, что ему было стыдно… После посещения этой безрадостной планеты Принц отправился в гости к Весьма занятому человеку, потому к Фонарщику, а после – к Географу. Но ни один и из этих людей не был счастлив. И тогда герой Экзюпери решил посетить планету Земля. Ведь она очень большая, и у нее хорошая репутация.

Ты в ответе за тех, кого приручил

Не все знаменитые цитаты из «Маленького Принца» Экзюпери являются изречениями философа-путешественника. На Земле герою повстречался Лис. Он и открыл самый важный секрет.

Человек всегда в ответе за того, кого он приручил. Люди забыли эту простую истину. Они вообще не стремятся приручить кого-либо. Более того, они не тратят времени на то, чтобы что-то понять и изучить, а предпочитают покупать вещи готовыми. Но беда в том, что нет такого магазина, в котором бы продавалась дружба или любовь.

Там хорошо, где нас нет

Цитаты из «Маленького Принца» Экзюпери люди сегодня произносят, не стремясь познать глубокий смысл этих слов.

Принц встретил на Земле Стрелочника, сортирующего пассажиров. Люди спешили попасть в поезд, но не оттого, что опаздывали. Спешка и суета стали неотъемлемой частью их жизни. Лишь только дети в вагоне поезда прислонялись к окну и наблюдали за убегающим пейзажем. Ведь только они знают, чего хотят.

У каждого человека свои звезды

Цитаты из «Маленького Принца» Экзюпери связаны с такими понятиями, как любовь, дружба, преданность. После знакомства с Лисом мальчик начинает понимать, в чем заключается простая человеческая привязанность. А постигая суть любви и дружбы, он становится настоящим человеком. Проходит год, и Маленький Принц должен покинуть планету Земля. Сделать он это может теперь, лишь отказавшись от своей физической оболочки, а именно – он должен умереть.

Красоты окружающего мира невозможно оценить, если в сердца пустота. «Главного глазами не увидишь», – говорит Лис Принцу. И возможно, эта фраза является ключевой в философском произведении французского писателя. Ведь Принц на Земле обнаруживает, что Роза, которая осталась на его планете, не единственная в своем роде. Таких, как она, на Земле тысячи. Но Маленькому Принцу нужна лишь одна, та, которую он приручил.

fb.ru

Маленький принц Экзюпери — гид в Звёздную Страну

Антуан де Сент-Экзюпери (1900 — 1944), французский лётчик, поэт, писатель, эссеист, журналист, был назван Андре Моруа философом действия. Экзюпери добывал истину, когда летал над Рио-де-Оро и Андийскими Кордильерами, когда потерпел аварию в пустыне и был спасён владыками песков, когда его самолет падал в Средиземное море и на горные цепи Гватемалы, а также в воздушных боях с немцами в 1940 году и вновь — в 1944-м.

Самолёт не цель, — говорил он, -— только средство. Жизнью рискуешь не ради самолёта.

Сент-Экзюпери вошёл в «золотой список» людей, оплативших свою истину кровью. По сей день его книги остаются самыми читаемыми во всём мире, о нём слагаются стихи и песни, ведь ему удалось в каждой, даже самой робкой, душе задеть героическую струну и каждую душу возвысить до полёта.

Незадолго до своей гибели Экзюпери написал одну небольшую, совсем не похожую на другие книжку-сказку Маленький принц и что важно — сам её иллюстрировал. Сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, — мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ. В последний день июля — 31-го числа — 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери растворился в лазурном небе над французской Ривьерой, ушёл навстречу звёздам — так же, как и его Маленький принц…

Мир потерял удивительного человека. Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 года Сент-Экзюпери казался «потерявшимся на этой планете» — он по-прежнему умел делать счастливыми других, но сам был глубоко несчастен. А друзья говорили, что в 44-м опасность была ему нужна, «как таблетка болеутоляющего»; Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он её искал.

В нашей статье расскажем об аллегорической сказке Маленький принц.

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь…

сказка«Маленький принц»

На войну он отправился так же, как Маленький принц в путешествие по другим планетам, — ясно сознавая, что назад дороги нет. Понимало это и военное начальство, сделавшее всё, чтобы Сент-Экзюпери не сел за штурвал самолета-разведчика, — в авиации его легендарная рассеянность стала притчей во языцех. Он и в молодости летал не по расчёту, а по инстинкту, забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак и садился не на те дорожки. Но тогда его выручало исключительное внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях, а теперь он был немолод, несчастен и очень нездоров — каждый пустяк превращался для него в мучение.

Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребенком, к самолёту его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. На него натягивают комбинезон, а он не отрывается от детектива, ему что-то говорят, а он, по-прежнему не выпуская из рук книжку, поднимается в самолёт, захлопывает дверь кабины… И летчики молятся о том, чтобы он отложил её хотя бы в воздухе.

Грузный, стонущий во сне, с криво висящими орденом Почётного легиона и Военным крестом, в бесформенной фуражке — всем, кто был вокруг, хотелось его спасти, но Сент-Экзюпери слишком сильно рвался в воздух.

Он требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошёл благополучно, и там же оборвался последний полёт майора де Сент-Экзюпери. В первый раз он едва ускользнул от истребителей, во второй — сдал кислородный прибор и ему пришлось спуститься на опасную для безоружного разведчика высоту, в третий — отказал один из моторов. Перед четвёртым вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и Сент-Экзюпери, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она скорее всего приняла его за моряка.

Пилот «Мессершмитта», патрулировавшего этот район, отрапортовал о том, что расстрелял безоружный «Лайтнинг П-38» (точно такой же, и у Сент-Экзюпери), — подбитый самолет отвернул, задымил и рухнул в море. Люфтваффе не засчитало ему победу: свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолета не нашли. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушёл навстречу звёздам — так же, как и его Маленький принц.

Долгое время родственники писателя и поклонники его творчества не хотели верить в его смерть. Они говорили, что Сент-Экзюпери просто исчез, как Маленький принц, и повторяли его слова:

Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звёзды смеются.

Обломки самолёта были обнаружены лишь в 1998 году.

Как часто взрослые замечают, что их восприятие окружающего мира отличается от детского. Кажется, что с возрастом оно становится более тусклым, серым, обыденным, не оставляя места чудесам. К счастью, не все взрослые люди таковы: Антуан де Сент-Экзюпери сумел не только сохранить веру в сказку, но и поделиться своей верой со многими людьми.

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Героем своей сказки Антуан де Сент-Экзюпери выбрал ребёнка. И это не случайно. Писатель всегда был убеждён, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Представляя окружающий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что мир должен быть не совсем таким, каким его делают взрослые. Что-то в нём не так, неправильно, и, поняв, что именно, взрослые должны постараться исправить это.

В одном из писем к матери Сент-Экзюпери признался:

Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать.

Ему, романтику неба, не чуравшемуся земных радостей, любившему, по свидетельству друзей, «писать, говорить, петь, играть, докапываться до сути вещей, есть, обращать на себя внимание, ухаживать за женщинами», человеку проницательного ума со своими достоинствами и недостатками, но всегда стоявшему на защите общечеловеческих ценностей, было «что сказать». И он это сделал: написал сказку Маленький принц, о самом важном в этой жизни, жизни на планете Земля, всё чаще такой неласковой, но любимой и единственной.

Сказка Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц отчасти связана с реальной жизнью автора, а отчасти — со всеми нами.

Автор сам проиллюстрировал свою сказку, создав как и Пушкин свой иероглифический язык (а может и воспользовался каким символическим языком). Все картинки вы можете посмотреть по этой ссылке: http://girafanya.livejournal.com/219404.html. А тут — уже раскрашенные рисунки, но зато — сопровождают текст (https://deti-online.com/skazki/sbornik-skazok/malenkiy-princ/). Примерно так же должны издаваться произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Особенно сильно в сказке Маленький принц просматривается критическое отношение к «миру взрослых» и стремление возродить романтический взгляд на мир, присущий детям.

Маленький принц по жанровой принадлежности представляет собой сказку-притчу, где в аллегоричных образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота, черствость, невозможность открыть свое сердце миру и близким.

К жанру сказки его можно отнести также основываясь на таких аспектах, как изображение фантастических событий, произошедших с главным героем, наличие символических сказочных персонажей (Роза, Лис, Змея) и универсальность, масштабность заложенных в данное произведение идей.

Сюжет сказки основывается на рассказе-воспоминании лётчика, когда-то мечтавшего быть художником, но похоронившего свою мечту под воздействием «взрослого» окружения. Потерпев крушение в пустыне, лётчик неожиданно встречает ребёнка — Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. В дальнейшем рассказывается о жизни принца на своей крохотной планете, его встреча с дивным, но капризным цветком Розой, и его путешествия по соседним планетам-астероидам, населённым различными взрослыми, олицетворяющими всевозможные пороки человечества, такие как тщеславие, пьянство, чёрствость. Автор умышленно не создает фантастичных монстров, так как эти персонажи сами по себе являются чудовищами с точки зрения человечности.

Последней в маршруте путешествий и самой жизни Маленького принца становится планета Земля, где Маленький принц находит настоящего друга в лице Лиса, который и открывает главные истины главному герою:

Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении.

Именно эти слова являются идейным замыслом автора, поднявшего в своём произведении такие важные темы, как сущность человеческого бытия, чистота и нравственность души, понимание прекрасного, красоты и любви.

Экзюпери посредством детского восприятия, которым наделён Маленький принц, подводит читателя к мысли, что именно в детской чистоте помыслов и прямоте суждений заложена великая мудрость, данная человеку: мы должны научиться заботиться о тех, кто рядом, жить в гармонии и слушать своё сердце, тем самым расширяя границы своей души.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь,

— говорил Маленькому принцу его новый друг Лис.

Вот почему маленький золотоволосый герой сумел разглядеть барашка сквозь дырочки в нарисованном ящике. Вот почему он понимал глубинный смысл человеческих слов и поступков.

Конечно, самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или смотреть в микроскоп. Иначе как можно объяснить любовь Маленького принца к розе, оставшейся в одиночестве на его небольшой планете? К самой обычной розе, каких тысячи в одном только саду на Земле? И способность автора-рассказчика видеть, слышать и понимать то, что доступно слуху, зрению и пониманию только самых маленьких читателей планеты Земля, тоже было бы непросто объяснить, если бы не эта простая и мудрая истина: зорко одно лишь сердце.

Надежда, предчувствие, интуиция — эти чувства никогда не будут доступны бессердечному человеку. Слепое сердце — это самое страшное зло, которое только можно себе представить: только чудо или чья-то искренняя любовь смогут вернуть ему зрение.

Маленький принц искал людей, но оказалось, что и без людей нехорошо, и с людьми плохо. И то, что делают взрослые, ему совершенно непонятно. У бессмысленного есть сила, а правдивое и прекрасное кажется слабым. Всё лучшее, что есть в человеке, — нежность, отзывчивость, правдивость, искренность, способность дружить делает человека как будто слабым. Но именно в этом — настоящая сила.

Люди могут быть не только равнодушными и отчуждёнными, но и нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека «точно солнцем озарится», если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определённым жизненным яв­лением, воплощённом в обитателях этих планет: властью, тщес­лавием, пьянством, псевдоучёностью… По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наи­более распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильнос­ти человеческих суждений.

О дружбе говорит и Сент-Экзюпери ещё на первой странице повествования — в посвящении. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лёд одиночества и отчуждённости, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи, и главное — на Любви.

Оригинальная трактовка

На просторах интернета, мы обнаружили довольно оригинальные размышления в художественной форме о сказке Маленький принц, а также — о сказке Алексея Толстого «Буратино»:

Между Буратино и Маленьким принцем нет ничего общего, кроме вашего чисто женского желания уложить всех под одно одеяло. Ха! — Насчёт одеял вы правы, — чарующим голоском продолжала Стелла, пропустив мимо ушей солдафонский юмор Сельдерея. — Они сшиты в одной мастерской, Мастерской Изиды. Обе сказки и скроены по ее лекалу, но когда имеешь дело с тайными обществами, всегда полезно взглянуть на изнанку масонского шитья: сверху тишь да гладь, а внутри полно узелков и неувязок… Итак, «Маленький принц» был издан в 1942 году, то есть через шесть лет после «Буратино». Книга была написана в Нью-Йорке, куда переместилась в то время масонская столица мира. Вполне естественно, что ни та, ни другая сказка еще не были переведены на языки «дружественных народов», поэтому их появление на свет вроде бы никак не связано. Если бы не одно «но»! На первый взгляд все совпадения в сказках выглядят случайными. К примеру, в руках у героев то и дело мелькает молоток. — Ударный масонский символ, — опять встрял Скиф с неожиданной для его имиджа осведомленностью. — Да-да… Сначала Буратино запускает молотком в голову старого сверчка, потом папа Карло ухитряется при помощи молотка отрывать от стены холст с картинкой. Летчик в сказке о Маленьком принце чинит молотком неподатливый болт и даже ремонтирует самолет. Что же это за «мастер», который так обходится с «винтиком»? Еще одно любопытное совпадение: в последних главах обеих сказок сверкает золотая молния. У Экзюпери — это змейка, укусившая Маленького принца. Стелла достала из сейфа тоненькую плоскую книгу, распахнула на странице с закладкой и прочла: «Точно желтая молния мелькнула у его ног»! Молния мелькает и в сказке Толстого: это зигзаг на занавесе кукольного театра «Молния». Что это, случайность или непознанная закономерность? Кстати, а как называется издательство, выпустившее последнюю книгу Парнасова? — поинтересовалась Стелла. — «Молния»! — развёл руками ошарашенный Сельдерей. — Вот видите? А вы ухмылялись: «Молния» мух не бьет! Итак мы узнали достаточно. Осталась сущая мелочь: определить маркировку тайного общества. В покровах Изиды должны же быть спрятаны хоть какие-то говорящие детали: иголки, крючечки или шипы. К примеру, вспоминая о покинутой розе, Маленький принц всякий раз говорит про «четыре жалких шипа». Это все, что есть у его красавицы! Говорит он об этом ровно четыре раза, чтобы даже рассеянный читатель понял намек. Четыре шипа — это крест. Крест и Роза — эмблема тайного братства розенкрейцеров! Даже зная потенциальные возможности Стеллы и её запредельный «Ай Кью», такого от неё не ожидал никто. «Ну, охренеть!.. — сокрушенно качал головой Сельдерей. — Это под кого же подкоп? Просто фугас под фундамент!» Полковник Сельдерей был, пожалуй, последним экземпляром «гомо советикуса», этой стремительно вымирающей человеческой породы. Его убеждения были прочны, как гранит мавзолея, а принципы несокрушимы, как цемент Днепрогэса. Но карта Советского Союза постепенно сжималась, как шагреневая кожа, на огне мирового заговора, и все вещество советской идеологии давало усадку, постепенно уплотняясь до пределов черепной коробки Сельдерея. С недавних пор ее строго упорядоченная структура напоминала внутренность переполненного сейфа. На верхней полке хранилась вера в конечное торжество коммунизма, чуть пониже серебрилась борода Карлы-Марлы, а из нее, как язычок Эйнштейна, высовывался красный пионерский галстук. В этих временных пластах все еще подавал сигналы первый советский спутник, запущенный в год рождения Семена Семеновича, и, как атланты, подпирали небо Мальчиш-Кибальчиш и Буратино. Сельдерей уважал Кибальчиша и всей душой любил Буратино, а его маленькую революцию считал триумфом справедливости в отдельно взятой кукольной стране. А тут на тебе: «Масонская шифровка в обложке детской сказки». — Так был Алексей Толстой масоном или не был? — убитым голосом спросил Сельдерей. — Сложный вопрос… — почему-то смутилась Стелла. — В «Приключениях Буратино» он явно насмехается над масонскими посвящениями и показывает их обладателей в нелепом и жалком виде. Так творить мог только человек, очень любящий жизнь и её преходящий блеск, человек мудрый, но с детской солнечной душой. Но включать в участие в масонских играх ничего не подозревающих читателей, тем более детей, дело неблаговидное. Честный ответ Стеллы немного успокоил полковника и даже пролил некоторый свет… (http://www.rulit.me/books/orakul-read-129617-54.html)

Мы не будем делать окончательных выводов о том, есть или нет скрытый масонский символизм в сказке «Маленький принц». Предоставим это читателям. Скорее всего автор бессознательно взял в свою сказку некоторые символы тайных обществ, которые разлиты по культуре, а потом его сказку взяли на вооружение уже сами масоны:

Число «тридцать три» конспирологи называют «паролем мастера». В общедоступной литературе по масонству можно прочитать, что в масонской ложе зажигают тридцать три фонаря. На входе кандидата поджидают тридцать три ступени, поскольку все члены масонской организации разделены по градусам от первого до тридцать третьего, высшего градуса.

[…]

— Ну и где это число у француза этого, как бишь его, Сент-Экзюпери? Что за имечко выдумали! — ворчал Сельдерей. — Если честно, в истории о «Маленьком принце» я его не нашла, — чуть смущенно призналась Стелла. — Ага! — воспрянул духом Сельдерей, предвкушая скромное торжество опыта над разумом. — Если бы не одно «но». Книга была впервые издана в СССР в 1963 году тиражом триста тридцать тысяч экземпляров и стоила всего… 33 копейки, — невозмутимо продолжала Стелла. — Значит… — Сельдерей не верил самому себе, — был кто-то еще, кто знал ее секрет? — Не только знал секрет, но и владел кодами! — Последний розенкрейцер! — обрадовался Скиф. — Помните, у Ильфа и Петрова последний розенкрейцер загорал на пляже одетым среди голых граждан! — Этому последнему розенкрейцеру было, что скрывать. В сталинской России масонство и тайные общества находились под запретом. В 1937 году был разгромлен орден Московских тамплиеров, та же участь постигла российских розенкрейцеров. Может быть, ободряющий привет от «Буратино» был адресован последним уцелевшим братьям? В сказке полным-полно тайных кодов и розенкрейцеровских намеков. К примеру, по одному из законов братства, оно должно оставаться неизвестным в течение ста лет. По розенкрейцеровской легенде, основатель общества, Отец Христиан Розенкрейц, прожил ровно сто лет и умер не от старости или болезни, а по зову Бога. И число сто просто обязано появиться в литературных шифровках, отмеченных печатью «Розы и Креста». Ровно сто страниц в первом оригинальном издании «Маленького принца» с авторскими рисунками. Сто лет охранял заветную дверцу старый сверчок у Толстого. «Голос у сверчка был старый и слегка обиженный, потому что Говорящему Сверчку в свое время все же попало по голове молотком…» — прочла Стелла и продолжила с мягкой улыбкой, — да и сам ночной певец с его кротким увещеваньем «ходить в школу» может служить символом просветительского белого масонства (http://www.rulit.me/books/orakul-read-129617-54.html).

Сент-Экзюпери принадлежит к числу немногих романистов и философов, действия которых породила земля. Он не просто восторгался людьми действия, он сам участвовал в деяниях, которые писал.

Неповторимый и загадочный Сент-Экзюпери завещал нам:

Ищите меня в том, что я пишу…

И очень неспроста сказка Маленький принц, написанная для взрослых, прочно вошла в круг детского чтения, как и явно замасоненная Алиса в стране чудес. Книга Маленький принц была переведена на 100 языков мира и разошлась на цитаты, самая известная из которых:

Ты в ответе за тех, кого приручил.

Что неудивительно для нашего общества с преобладающим животным типом устройства психики и малой долей тех, кто сумел подняться над инстинктами — может им адресован мировой пиар этой цитаты?

Даже книги про Гарри Поттера не отобрали у «Маленького принца» третье место по продажам в мире — после Библии и «Капитала» Маркса.

Советуем Вам, уважаемые читатели, прочитать на досуге эту сказку, полный текст которой имеется в Материалах, и поделиться своими соображениями об её символизме в комментариях к этой статье.

Источник

www.planet-kob.ru

Маленький Принц - биография, главная мысль, факты и цитаты

Маленький принц: история персонажа

Аллегорическую повесть-сказку «Маленький принц», которая учит ценить дружбу и взаимоотношения, знает чуть ли не каждый любитель литературы: произведение француза Антуана де Сент-Экзюпери даже включено в список университетской программы на гуманитарных факультетах. Волшебная сказка облетела все страны, а главному герою, который жил на маленькой планете, посвящен музей в Японии.

История создания

Литератор работал над «Маленьким принцем», живя в крупнейшем городе Америки – Нью-Йорке. Французу пришлось переехать в страну «Кока-Колы» и Микки-Мауса, потому что в те времена его родину оккупировала фашистская Германия. Поэтому первыми, кто насладился сказкой, были носители английского языка – повесть, которая вышла в свет в 1943 году, продавалась в переводе Катерины Вудс.

Антуан де Сент-Экзюпери

Основополагающее произведение Сент-Экзюпери украшали авторские акварельные иллюстрации, которые не менее знамениты, чем сама книга, так как стали частью эксцентричного визуального лексикона. К тому же сам автор ссылается на эти рисунки в тексте, а главные герои иногда даже спорят о них.

На языке оригинала сказка тоже была издана в Соединенных Штатах, однако французские любители литературы увидели ее только после войны, в 1946 году. В России «Маленький принц» появился только в 1958-ом, благодаря переводу Норы Галь. Советские дети познакомились с волшебным персонажем на страницах литературного журнала «Москва».

Авторская иллюстрация Экзюпери к «Маленькому принцу»

Произведение Сент-Экзюпери автобиографично. Писатель тосковал по детству, а также по умирающему в себе маленькому мальчику, который рос и воспитывался в городе Лион на улице Пейра, 8 и которого называли «Королем-Солнце», потому что ребенка украшали белокурые волосы. А вот в колледже будущий литератор обзавелся прозвищем «Лунатик», потому что обладал романтическими чертами характера и подолгу засматривался на яркие звезды.

Сент-Экзюпери понимал, что фантастическую машину времени не изобрели. Он не вернется в то счастливое время, когда можно было не задумываться о заботах, а потом успеть сделать правильный выбор в отношении дальнейшего будущего.

Рисунок "Удав, съевший слона"

Недаром в начале книги литератор рассказывает про рисунок удава, который скушал слона: все взрослые видели на листке шляпу, а также советовали не проводить свое время за бессмысленным творчеством, а заниматься школьными предметами. Когда ребенок стал взрослым человеком, он не пристрастился, подобно Рембрандту, к холсту и кистям, а стал профессиональным летчиком. Мужчина по-прежнему показывал свое творение взрослым, и они вновь называли змею головным убором.

С этими людьми нельзя было говорить об удавах и звездах, поэтому летчик жил в полном одиночестве, пока не встретил Маленького принца, – об этом повествует первая глава книги. Таким образом, становится понятно, что притча рассказывает о безыскусной душе ребенка, а также о важных «недетских» понятиях, таких как жизнь и смерть, верность и измена, дружба и предательство.

Сент-Экзюпери и Консуэло

Помимо принца в притче встречаются и другие герои, например, трогательная и капризная Роза. Прообразом этого красивого, но колючего цветка послужила жена писателя Консуэло. Эта женщина была импульсивной латиноамериканкой, с горячим темпераментом. Недаром друзья прозвали красавицу «маленьким сальвадорским вулканом».

Также в книге присутствует персонаж Лис, которого Экзюпери придумал, основываясь на образе маленького лисенка-фенека, обитающего в пустынной местности. Такой вывод был сделан из-за того, что в иллюстрациях рыжий герой обладает большими ушами. К тому же литератор писал сестре:

«Я воспитываю лисенка-фенека, — зовется также лисой-одиночкой. Он меньше кошки, у него огромные уши. Он очарователен. К сожалению, он дик, как хищный зверь, и рычит, как лев».

Примечательно, что хвостатый персонаж вызвал переполох в российской редакции, занимающейся переводом «Маленького принца». Нора Галь вспоминала, что издательство не могло решить: в книге говорится о Лисе или все же о Лисице. От такой мелочи зависел весь глубинный смысл сказки, потому что этот герой, по мнению переводчицы, воплощает дружбу, а не соперницу Розы.

Биография и сюжет

Когда летчик летел над Сахарой, что-то сломалось в моторе его самолета. Поэтому герой произведения пребывал в невыгодном положении: если он не починит поломку, то погибнет от нехватки воды. Утром летчика разбудил детский голосок, попросивший нарисовать ему барашка. Перед героем стоял крошечный мальчик с золотыми волосами, который непонятным образом очутился в царстве песка. Маленький принц стал единственным, кто умудрился разглядеть удава, проглотившего слона.

Маленький принц

Новый друг летчика прилетел с планеты, которая имеет скучное название – астероид В-612. Эта планета была небольшого размера, величиною с дом, а принц каждый день ухаживал за ней и заботился о природе: прочищал вулканы и выпалывал ростки баобабов.

Мальчику не нравилось жить однообразной жизнью, ведь каждый день он делал одно и то же. Чтобы разбавить серое полотно жизни яркими красками, житель планеты любовался закатом. Но однажды все изменилось. На астероиде В-612 появился цветок: гордая и обидчивая, но чудесная роза.

Маленький принц и Роза

Главный герой полюбил растение с шипами, а Роза оказалась слишком высокомерной. Но в момент прощания цветок сказал Маленькому принцу, что любит его. Далее мальчик оставил Розу и отправился в путешествие, а любопытство заставило его побывать и на других планетах.

На первом астероиде жил король, который мечтал обзавестись верными подданными, и предложил принцу стать членом вышестоящей инстанции. На втором располагался честолюбец, на третьем – зависимый от горячительных напитков.

Маленький принц

Позже принц встретил на своем пути делового человека, географа и фонарщика, который понравился ему больше всех, ибо остальные заставили героя думать о том, что взрослые странные люди. Согласно уговору, этот несчастный каждое утро зажигал фонарь и выключал его ночью, но так как его планета уменьшилась, он должен был выполнять эту функцию ежеминутно.

Седьмой планетой выступила Земля, которая произвела на мальчика неизгладимое впечатление. И это неудивительно, ведь на ней жило несколько королей, тысячи географов, а также миллионы честолюбцев, взрослых и пьяниц.

Маленький принц и Лис

Однако человечек в длинном шарфе подружился только с летчиком, Лисом и змейкой. Змейка и Лис обещали помочь принцу, а последний научил его главной мысли: оказывается, можно приручить кого угодно и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. Также мальчик узнал, что иногда нужно руководствоваться велением сердца, а не разума, потому что порой самого главного не увидеть глазами.

Поэтому главный герой решил вернуться к покинутой Розе и отправился в пустыню, где и приземлился ранее. Он попросил летчика нарисовать барашка в ящичке и нашел ядовитую змейку, чей укус мгновенно убивает любое живое существо. Если людей она возвращает земле, то маленького принца вернула к звездам. Таким образом, Маленький принц умер в конце книги.

Летчик с рисунком барашка

До этого Принц сказал летчику, чтобы тот не печалился, потому что ночное небо будет напоминать ему о необычном знакомстве. Рассказчик починил свой самолет, но не забыл златовласого мальчика. Однако иногда им овладевало волнение, так как он забыл нарисовать ремешок для намордника, поэтому барашек без труда мог полакомиться цветком. Ведь если Розы не станет, то мир мальчика не будет таким же, как и прежде, а взрослым тяжело это понять.

Интересные факты

  • Отсылка к «Маленькому принцу» встречается в клипе группы «Depeche Mode» на песню «Enjoy the Silence». В видеоряде зрители видят мелькающую розу и вокалиста Дейва Гаана, который одет в нарядный плащ и корону.
  • Французская певица Милен Фармер спела песню, которая в переводе на русский язык означает «Нарисуй мне барашка» («Dessine-moi un mouton»). Также герою произведения посвящали песни Otto Dix, Олег Медведев, Егор Летов и другие исполнители.
  • До создания «Маленького принца» Экзюпери не писал детских рассказов.
Маленький принц и Роза
  • В другом произведении французского автора «Планета людей» (1938) имеются схожие с «Маленьким принцем» мотивы.
  • 15 октября 1993 года был открыт астероид, которому в 2002 году присвоили наименование «46610 Bеsixdouze». Загадочное слово, идущее после цифр, – это еще один способ перевести B-612 на французский манер.
  • Когда Экзюпери участвовал в войне, в перерывах между баталиями он рисовал на листке мальчика – либо с крыльями, как у феи, либо сидящего на облаке. Затем этот персонаж обзавелся длинным шарфом, который, кстати, носил сам писатель.

Цитаты

«Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил».«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою».«Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться».«Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете».«У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей».«Ведь тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются».

Фото

24smi.org

Путешествие Маленького принца по планетам моей жизни — Татьянин день

 

Совместный проект интернет-издания «Татьянин День» и православного журнала для молодежи «Отрок.ua» 

Казалось бы, сказки не входят в список рекомендованной литературы для начинающих христиан. Но в который раз перечитывая «Маленького принца», хочется порекомендовать книгу именно людям верующим. Творчество Экзюпери пронизано христианскими идеями. Став православной, я нашла в его сказке еще больше мудрости и красоты. Для тех же, кто вовсе не знаком с христианством, эта книга могла бы стать хорошим началом.

Мне хотелось бы рассказать о том, как менялась моя жизнь, как менялась я, шагая по жизни и держа под мышкой книжку с картинками.

Мое первое знакомство с книгой Экзюпери «Маленький принц» произошло в седьмом классе. Нас принудили читать эту книгу, как того требовала школьная программа. Не помню, чтобы кому-нибудь она понравилась. По сути, мы были еще детьми, но считали себя взрослыми. Поэтому дурашливые картинки-наброски не приводили в восторг, а вызывали недовольную ухмылку пустой траты времени. Мы смотрели куда-то сквозь учительницу, совершенно не понимая, о каком «создании уз» она ведет речь. Тогда я мечтала поскорее стать взрослой. Стремительно и радостно теряя свою детскость и заражаясь взрослостью, я уже думала лишь о том, что обо мне думают люди и как я выгляжу. И плевать мне было на зоркое сердце и единственную розу.

Шло время. Беззаботно променяв свое детство на пару дешевых помад и модные джинсы, я стала привлекательной девушкой. Второе знакомство с «принцем» произошло на первом курсе факультета иностранных языков. Отношение к книге изменилось. Тогда мы все заражались афоризмами Ларошфуко, идеями Вольтера и тому подобным. Тогда я считала себя уже по-настоящему взрослой (возвращалась домой под утро), свободной и верила в гороскопы. Я считала тщеславие своим огромным достоинством, и меня раздражала глава, в которой рассказывалось о Честолюбце. Я думала, что никто не понимает весь глубинный смысл книги так, как он открыт мне. Я заучивала главы наизусть.

Третья встреча с принцем случилась ровно через год. Я все еще была студенткой того же факультета, все еще считала себя самой лучшей. По-прежнему была тщеславной и не любила главу о Честолюбце. Все так же любила Лиса, потому что не умела никого приручать. Но что-то изменилось.

Этим «что-то» оказалось мое отношение к «взрослой» жизни. Наигравшись в игры для взрослых, я поняла, как, должно быть, счастливы дети. Мне опротивела «взрослая» жизнь и люди-грибы, которые не нюхали в своей жизни ни одного цветка и больше походили на пьяниц, пьющих, чтобы не видеть себя. Хотя я все еще верила в гороскопы, была «свободна от предрассудков» и считала гордость высшей добродетелью, но мне был жутко интересен принц. Я не знала, что такое жажда. Но, поверив принцу, что «вода бывает нужна и сердцу», я родила ребенка.

Наблюдая за растущей дочерью, я стала понимать, что в книге написано намного больше, чем я могла вместить раньше. Я уже не была свободна, и «узы» стали для меня уже не просто романтикой столетней давности, а реальностью, к слову сказать, очень сложной. Каждый день мы с дочерью старательно приручали друг друга, и цвет ее золотых волос стал для меня самым красивым. Успев разочароваться в гороскопах, я читала главу о Честолюбце и чувствовала себя неловко. И еще каждый раз хотелось переиначить главу о Короле, чтобы ему не было так одиноко жить со своей крысой и к нему на планету прилетел долгожданный подданный, чтоб остаться с ним навсегда и старательно выполнять все его приказы. Тогда, быть может, Король не выглядел бы так глупо.

Став церковным человеком, я посчитала необходимым перечесть «Маленького принца», чтобы увидеть все новыми глазами.

Новое видение было мне обеспечено! Например, глава о баобабах в начале книги. Раньше она не была мне интересна, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от меня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писатель. Баобаб - это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл ускользал. Ведь в моем лексиконе просто не было этого слова, а понимания его значения - тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рассказывал нам о том, как маленький нежный росток - грех, не вырванный вовремя, - растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое.

«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется  к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».

Святым Отцам удалось вырвать семя баобаба-греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный осмотр своей души и вырывать ростки баобабов Таинством Покаяния. Иначе - прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное  дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. Поэтому позволю себе вслед за автором воскликнуть: «Люди, берегитесь баобабов!!!» И не забывайте прекрасный совет Маленького принца:

«Есть такое твердое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Я поневоле сравниваю это с утренней молитвой. Каждое утро, глубоко заглядывая в свое сердце, мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» - свою душу.

Можно бесконечно говорить о мудрости каждой главы сказки - и забыть о главном. И это главное в полной мере открылось мне именно тогда, когда я стала православной. Слова Спасителя «будьте как дети» мне словно показались знакомыми. Христианские идеи детской чистоты, открытости и кротости ярко запечатлены в характере Маленького принца. «Будьте как дети» - психологам, даже самым далеким от христианства, эта фраза ясна как день. Дело в том, что до семи лет детское сознание не способно разделять себя и мир. Я - это весь мир, а весь мир - это я. Детское сознание неограниченно и экспрессивно, оно вмещает в себя абсолютно все. Жизнь, как целое яблоко, прекрасна в своей нераздельности и простоте. Поэтому необходимо помнить, что, обижая ребенка, мы обижаем мир; даря ему радость - мы разукрашиваем мир в тысячи цветов.

Часто можно услышать о «трагедии» Маленького принца. Мол, скоро он станет взрослым, его существование обречено на повторение всего увиденного на разных планетах. Я с этим в корне не согласна. Трагедию Маленького принца я вижу не в его взрослении. Маленький принц - это образ жизни, ее философия. Он не станет взрослым. Трагедия принца в том, что он добровольно обрек себя на одиночество в толпе, в том, что не найти ему себе подобных в пустыне бытия. Это добровольно избранное одиночество белой вороны. У него есть только Любовь. Больше ему ничего не светит.

Напоследок мне хотелось бы немножко коснуться творчества Экзюпери. Все его произведения смогли уместиться в одной книге. «Ищите меня в моем творчестве», - сказал писатель. Может, кому-то покажутся нудными автобиографические очерки военного пилота. С такой мыслью и я начинала читать «Ночной полет». Но уже с первых страниц на меня повеяло не столько приключениями летчика, сколько бесконечными идеями добра и любви. Не любви-страсти, не любви-восхищения, не любви-дружбы и даже не любви-идеала. Я долго пыталась найти определение любви Экзюпери. Не нашла ничего более подходящего, чем определение из толкового словаря Ожегова: «Любовь - это чувство глубокой самоотверженной привязанности». Привязанности прирученного Лиса - к принцу или любви принца - к Розе.

Я люблю «Маленького принца» за неисчерпаемую идею любви. Прислушиваюсь к детям, пытаясь постичь их мир и принять его как единственно возможный. Хочу научиться смотреть на мир, как когда-то уже смотрела на него в детстве. Чтобы снова понимать: пустыня прекрасна тем, что в ней скрываются родники.

Анна Лелик

Православный журнал для молодежи «Отрок.ua» 

www.taday.ru

Путешествия Маленького принца

Путешествия Маленького принца(Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

* * *

В начале Второй мировой войны Антуан де Сент-Экзюпери нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками или без крылышек удивленно смотрит из-за облака на землю, на ее дома, на овец. Этот удивленный мальчик все сильнее не Давал покоя писателю, летчику, бойцу, проповеднику духовных Ценностей. Этот мальчик стал героем удивительной сказки «Маленький принц», утверждающей красоту человеческих отношении, — сказки для детей и взрослых, написанной с огромной жаждой познать окружающий мир, привести людей к мудрости и счастью.Маленький принц жил на маленькой планете, которая «была ь побольше его самого». Жил он по твердому правилу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». На его планете, как и на любой другой росли травы полезные (простые цветы, которые занимали мало места и никого не беспокоили) и вредные (баобабы). Если «баобаб не распознать вовремя», то потом от него уже не избавиться, и если планета маленькая, то баобабы, разросшись, «разорвут ее на клочки». Поэтому Маленький принц трудился, любил любоваться закатом, но «ему очень не хватало друга...».Однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс крохотный росток, не похожий на все остальные. Вскоре из него выросла роза. «Она была так прекрасна, что дух захватывало», но горда и обидчива. Маленький принц учился любить свою розу, но был слишком молод и потому не разгадал за уловками и капризами своего цветка нежность. Роза дарила Маленькому принцу свой аромат, озаряла его жизнь, но, хотя он и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, однажды в его душе пробудились сомнения, и он решил отправиться путешествовать с перелетными птицами.На первом астероиде жил один-единственный житель — король, для которого все люди — подданные. Это был абсолютный монарх, который не терпел непокорства, но добрый, поэтому «отдавал только разумные приказания». Хотя король владел всего лишь своей маленькой планетой, он считал, что владеет и другими планетами и звездами, «он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений». Король считал, что мудрость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем уже повелевать. Но короли на самом деле ничем не владеют, они только царствуют. Маленький принц решил, что властолюбие бессмысленно, он не захотел оставаться на первой планете и посоветовал королю отдавать благоразумные приказания, для того чтобы они исполнялись.На второй планете жил тщеславный человек, которому казалось, что он «всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней», все им восхищаются. Такие «люди глухи ко всему, кроме похвал». Маленький принц сбежал от честолюбца, потому что честолюбие без всяких на то оснований бессмысленно.На третьей планете жил пьяница, который пил, чтобы забыть, что ему совестно пить. И после первой, и после второй, и после третьей планеты Маленький принц убеждался, что «взрослые очень, очень, очень странный народ».На четвертой планете жил деловой человек — до такой степени занятой, «что при появлении Маленького принца даже головы не поднял». Деловой человек владел звездами, потому что до него «никто не догадался ими завладеть». Он их считал. Распоряжался ими - считал и пересчитывал, клал бумажку с написанным нам количеством звезд в банк и довольствовался этим. Но от этого не было никому никакой пользы. И деловой человек не смог с им спорить. Ему нужно было богатство для того, чтобы покупать звезды — получался замкнутый круг. Собственность делового человека тоже бессмысленна.Пятая планета была меньше всех, и на ней жил фонарщик, зажигающий и гасящий фонарь, хотя на планете больше никто не жил.Маленькому принцу работа фонарщика показалась полезной хотя бы потому, что это было красиво: как будто рождаются или засыпают звезда или цветок. Фонарщик не был ленивым, оставаясь верным своему слову, и думал не только о себе, но и о своей планете.Шестая планета была огромной. На ней жил географ, изучающий моря, реки, города, горы и пустыни и не знающий, находятся ли они на его планете. Это был географ, а не путешественник. Он записывал рассказы путешественников и проверял их достоверность, фиксировал то, что никогда не меняется, и не фиксировал эфемерное — то, что должно скоро исчезнуть. И Маленький принц подумал о том, что «краса и радость недолговечна». Наука географа была бездушной.Седьмая планета была Земля. Это была не простая планета. Маленький принц попал в пустыню и встретил змею, она была не толще пальца, но могущественнее любого короля. На высокой горе Маленький принц разговаривал с эхом, потом увидел целый сад роз, познакомился с Лисом, понял, что «навсегда в ответе за того, кого приручил».Но ни на маленьких планетах, ни на большой Земле Маленький принц не встретил никого, кто мог бы стать его другом, кроме фонарщика — воплощения верности долгу, верности надежной, но бессмысленной.В своих путешествиях Маленький принц своим детским восприятием увидел мир таким, каким он есть на самом деле: «Нет в мире совершенства!» Все лучшее, что есть в человеке, делает его слабым. И в простодушии Маленького принца, заключена мудрость и человечность. 

* * *

Сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» знают любят во всем мире. Она покоряет не только своей искренностью, но и возможностью без остатка погрузиться в мир детства.Когда наблюдаешь за путешествиями Маленького принца по разным планетам, слушаешь его рассуждения, начинаешь понимать, что в нем удивительным образом сочетается детская непосредственность с мудростью и проницательностью взрослого человека. Он живет по принципу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Для него, доброго и неэгоистичного мальчика, так естественно и необременительно заботиться о ком-то еще, кроме себя.Однако далеко не все люди разделяют жизненные принципы Маленького принца. Так, король смотрит «на мир очень упрощенно»: он мечтает только о том, чтобы у него появилось как можно больше подданных. Честолюбец смысл существования видит в почитании и не замечает ничего вокруг, ведь «тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». Жизнь пьяницы вообще видится полной бессмыслицей, порочным кругом: он пьет, чтобы забыть, что ему совестно пить. Делец с четвертой планеты — «человек серьезный». Все свое время он посвящает пересчитыванию звезд, которыми владеет. Однако, как справедливо замечает Маленький принц, подобное владение не приносит звездам никакой пользы: «И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...».От всех этих персонажей отличается лишь фонарщик, потому что в «его работе все-таки есть смысл». Он вызывает уважение своей верностью данному слову. Наверняка занятие фонарщика вызвало бы презрение жителей других четырех планет, а «между тем из них только он один... не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе».Мне кажется, что в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери доносит до нас мысль, насколько важно жить так, чтобы приносить пользу другим, не быть эгоистичным, тщеславным, хранить верность в дружбе и любви.

 

neparsya.net

Планета маленького принца | Сент-Экзюпери Антуан

3. В сказке Экзюпери "Маленький принц" планета персонажа – Маленького Принца – это не Земля в нашем понимании, не целая планета, принадлежащая миллионам живых существ. Это целый мир одного маленького человечка: мир и внутренний, и внешний, его дом, где он может укрыться, но в то же время и место, за которое он несет ответственность. Не зря же утро Маленького Принца начинается с того, что он приводит в порядок себя и свою планету – они неотделимы друг от друга, они даже не человек и место обитания, а единое целое.

Отправившись путешествовать по другим планетам, Маленький Принц знакомится с их обитателями и видит, что они подчинили себе окружающую реальность, и их планеты так же являются отражением внутреннего мира того, кто на них живет.

Утренняя уборка планеты говорит не только о внешней чистоте и даже экологии, но и внутренней: необходимо следить за тем, что происходит в душе, своевременно избавляться от дурных мыслей, не позволять злу захватить разум.

Что же заставило Маленького Принца покинуть свою планету, свой ухоженный и заботливо сохраняемый мирок? Решение отправиться в большой мир Принц принял после конфликта с розой – единственного живого существа на его планете, кроме него самого. К сожалению, эгоизм и капризы случайно занесенной розы привели к нарушению устоявшегося порядка на маленькой планете и нарушили привычный ход жизни на ней, но в то же время Принц смог увидеть новый для себя мир, познакомиться с разными персонажами, найти друзей. Не покинь он свой маленький мирок, он так бы и остался одиноким, живущим по установившемуся распорядку, не зная ни других людей, ни других характеров.

Таким образом, планета Маленького Принца отражает его внутренний мир, подчеркивает необходимость заботиться о нем, следить за чистотой помыслов и порядком в мыслях. Но в то же время сюжет сказки приводит и к размышлениям о том, что одним только внутренним миром жизнь не ограничивается, надо выходить за его пределы и видеть мир в целом, принимать его таким, какой он есть, но при этом стараться делать его лучше, искоренять зло и сеять добро, поддерживать тех, кто нуждается в помощи.

school-essay.ru