Вселенной называется всё сущее на свете. Это и Земля, на которой мы живём, это и горы и моря, покрывающие её поверхность. Это наша Луна и наше Солнце и это бесчисленные звезды, пылающие над нашей головой.
«Мир» никогда не кончится: вселенная была и будет вечна в своём движении и развитии.


Понятие об угловой скорости: вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Скорость вращения планеты


вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Движение нашей планеты в космическом пространстве можно охарактеризовать двумя типами вращения: вокруг собственной оси и вокруг Солнца. В данной статье рассматривается понятие угловой скорости, приводятся необходимые формулы для вычисления этой величины, а также дается расчет скорости угловой вращения Земли вокруг своей оси и вокруг нашей звезды.

Что такое угловая скорость вращения?

Когда рассматривают перемещение тела в пространстве на большие расстояния, то, как правило, пренебрегают его размерами. В этом случае вводят понятия пути и скорости его движения. Если же решают задачу движения тела вокруг некоторой точки или оси вращения, то пройденный путь всегда равен длине соответствующей окружности, а линейная скорость перемещения заменяется использованием скорости угловой.

Угловая скорость вращения представляет собой угол, на который тело поворачивается вокруг соответствующей оси за единицу времени. Исходя из этого определения, единицей измерения рассматриваемой величины будут радианы в секунду (рад/с). Также можно использовать градусы в секунду (˚/c). Обозначается угловая скорость греческой буквой омега ω.

Основные формулы

Прежде чем переходить к вопросу, чему равна скорость вращения Земли угловая, следует познакомиться с основными формулами, описывающими эту величину.

Как известно, угловая мера всей окружности составляет 360 ˚ или 2×π радиан, где π = 3,1416. Если тело совершает вокруг оси полный оборот за время T, тогда можно записать следующее выражение:

ω = 2×π /T = 2×π ×f.

Время T называют периодом обращения, а величина f = 1/T показывает, сколько оборотов тело сделает за единицу времени, то есть характеризует частоту его вращения.

Еще одной важной формулой для угловой скорости является выражение, объединяющее линейную скорость и радиус вращения:

ω = v/r.

Если проверить единицу измерения ω в этом выражении, то получаем те же радианы в секунду (с-1). Формула показывает, что чем меньше расстояние от оси вращения до тела (r), и чем больше его скорость линейная (v), тем больше будет ω.

Из этой формулы можно легко выразить величину v: v = ω×r. Поскольку угловая скорость является величиной постоянной для некоторого рассматриваемого тела, то быстрее будут двигаться те точки, которые находятся дальше от оси вращения.

Рассмотренные формулы и понятия используем для определения скорости угловой вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца.

Вращение нашей планеты вокруг оси

Каждый человек знает, что планета, на которой он живет, вращается вокруг своей оси, причем экваториальная плоскость Земли наклонена под углом 23˚ к плоскости эклиптики.

Как рассчитать угловую скорость вращения вокруг своей оси Земли? Для этого можно воспользоваться совершенно любой из формул, которые приведены были выше. Поскольку мы знаем, что один оборот вокруг оси происходит за 24 часа, то для расчета следует использовать выражение с периодом T. Получаем:

ω = 2×π/T = 2×3,1416/(24×3600) = 7,27×10-5 рад/с.

Здесь значение периода T было переведено в секунды. Полученное значение является небольшим.

Представляет интерес рассчитать, с какой линейной скоростью движутся точки на поверхности планеты на широте 0˚ (экватор). Экваториальный радиус Земли равен 6 378 000 м. Подставляя это значение в формулу для скорости, получим:

v = ω×r = 7,27×10-5×6 378 000 = 463,8 м/с = 1670 км/ч.

Полученное значение является большим в сравнении со скоростями, которые мы наблюдаем в жизни. Человек эту скорость не ощущает, поскольку вращается вместе с воздухом и почвой под ногами с одной скоростью, то есть он покоится относительно них.

Рассмотренное вращение Земли приводит не только к возникновению явления дня и ночи, но и к появлению так называемой силы Кориолиса, которая оказывает влияние на некоторые земные процессы, например, изменяет направление ветров.

Вращение Земли по своей орбите

Рассчитаем теперь угловую скорость вращения Земли вокруг Солнца. Для этого воспользуемся следующими данными: точное значение сидерического периода обращения нашей планеты по орбите составляет 365 дней 6 часов 9 минут и 9,7632 секунды, то есть T = 31558149,7632 секунд. Теперь можно воспользоваться формулой:

ω = 2×π/T = 2×3,1416/(31558149,7632) = 1,991×10-7 рад/с.

То есть угловая орбитальная скорость нашей планеты меньше на 1,5 порядка, чем аналогичная величина для вращения вокруг собственной оси. Вычислим линейную скорость, учитывая, что средний радиус орбиты равен 149 597 871 000 метров:

v = ω×r = 1,991×10-7×149 597 871 000 = 29784,8 м/с = 107 225 км/ч.

С этой огромной скоростью наша планета движется в космическом пространстве вокруг Солнца.

С орбитальным движением планеты и наклоном ее оси связано существование времен года в Северном и Южном полушариях.

fb.ru

ГРАВИТАЦИЯВращение планет

Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса (Чарльз Дарвин)

Рис. 4

Еще одна неразгаданная загадка природы – откуда возникло вращение планет? Посмотрим на рисунок 4, где условно показано вращение и наклон оси вращения. Все планеты, кроме Венеры, вращаются в одну сторону, как по орбите, так и вокруг своей оси. О Венере разговор особый, ей будет посвящена отдельная статья.

Приведем список сходных характеристик планет.

  • Все планеты имеют почти круговую орбиту, эксцентриситет от 0, 008 у Нептуна до 0,093 у Марса, что позволяет им вращаться вокруг Солнца миллиарды лет, не сталкиваясь друг с другом.
  • Период вращения от 9 часов 50 минут у Юпитера до 24 часов у Земли.
  • Наклон оси вращения к плоскости орбиты от 610 у Нептуна до 30 у Юпитера. Из данного диапазона выпадает Уран, который лежит на боку. О нем чуть ниже.
  • Все планеты вращаются в одну и ту же сторону (с запада на восток).
  • Все планеты вращаются в одной плоскости.

Эти совпадения случайны или имеют закономерность?

Очевидно закономерность, иначе неумолимая статистика разделила бы всех и все поровну.  Движение планет подчиняется одному и тому же порядку, но как установился этот порядок?

Итак, все планеты вращаются в одну сторону, как по орбите, так и вокруг своей оси. Какая сила их раскрутила в одном направлении? Очевидно, попутный ветер. Откуда мог подуть ветер в безвоздушном пространстве Космоса? В Космосе такой ветер есть и называется он солнечный ветер (Solar wind) – поток ионизированных частиц, распространяющийся со скоростью 300-1200 км/с.  Но сможет ли солнечный ветер совместно с радиационным излучением раскрутить такие массивные космические тела, как планеты, ведь у них нет турбинных лопаток и парусов? К данному ответу перейдем после того как сформируем планетную систему.

Несмотря на то что, окончательного мнения в вопросах космогонии не сложилось, но наброски портрета Земли и других планет уже есть.

В данной статье не стоит задача заниматься глубоким анализом в вопросах космогонии, поэтому не буду спорить с эволюционистами и возьму за первоначальную основу гипотезу Шмидта, доработанную последователями.

«Планеты сформировались в результате объединения твердых (холодных) тел и частиц, входивших в состав туманности, которая когда-то окружала Солнце. Эту туманность часто называют «допланетным» или «протопланетным» облаком. Формирование планет происходило под воздействием различных физических процессов. Следствием механических процессов стало сжатие (уплощение) вращающейся туманности» [10].

Очевидно, в центре данной туманности уже сформировалось Солнце, но это произошло раньше, так как в данной области «протопланетное облако» было более концентрированным, в результате  возник первый очаг «кристаллизации» вещества. Солнце набирало свою мощь за счет быстрого увеличения массы, в виду усиливающейся гравитации и разогревалось.

В объеме всей солнечной системы очаги подобной «кристаллизации», (будущие планеты) возникли несколько позднее, в виду более разреженного состояния вещества. Судя по размерам планет, то, по всей видимости, среди планет первым был Юпитер. Об этом говорят не только его размеры, но и скорость вращения вокруг своей оси, у которого самая высокая скорость вращения. Юпитер претендовал на второе Солнце, но ему не хватило материи, чтобы превратиться в звезду.

Солнце продолжало разогреваться, сила притяжения увеличивалась. Будущие планеты начали попадать под влияние солнечной гравитации.

Здесь мы подошли к вопросу, с которого начали: если движение планет по солнечной орбите можно как-то объяснить первоначальным вращением протопланетного облака, то как они приобрели вращающий момент вокруг своей оси?  Дело в том, что, поглощая вокруг себя материальную среду от пылинок, каменных глыб до астероидов, планета получала разнополярные моменты вращения, а в сумме они давали нуль. Тогда откуда взялось вращение вокруг своей оси, причем у всех планет и в одном направлении?

Сейчас есть космогонические гипотезы, в которых говорится, что Земля первоначально имела в сутках всего 3 часа. Откуда могла возникнуть такая огромная скорость вращения на первоначальном этапе развития? Логичного объяснения нет.

Вращение, как всякое движение не может возникнуть из ничего, для всякого перемещения требуется энергия. Любое движение начинается, как сказал китайский мудрец Конфуций – с первого шага, т.е. с импульса!

Орбитальные скорости в то время также были не велики, под действием притяжения Солнца планеты стали приближаться  к звезде. Сближение с Солнцем шло по спиральным орбитам, в результате орбитальные скорости планет увеличивались. На своем пути они встречали скопления и остатки звездного вещества, астероиды, метеориты, частицы пыли, газ (прото вещество). Вся эта масса «приклеивалась» к будущей планете, по-научному, происходила аккреция. Важно отметить существенный момент, на данном этапе эволюции планеты не были шарами, а формировались объемно асимметрично из-за не симметричного притяжения. Поскольку вещество планет было холодным, то притяжение частиц шло в основном со стороны нагретой, освещенной стороны. Почему с нагретой, читаем [11]. В результате основная масса протопланетного вещества нарастала неравномерно, возникал объемный дисбаланс.  Это послужило причиной создания своеобразного паруса, на который стали оказывать давление внешние силы.

К этим силам можно отнести солнечный ветер, солнечную радиацию и прото вещество в виде налетающего газа, пыли, частиц, каменных и ледяных глыб и т.п.

Воздействие внешних сил позволило сдвинуть планету с мертвой точки, вывести ее из статического состояния равновесия. Стронуться с места и сделать первый оборот стоил планетам тысячи и более лет накопления потенциальной энергии. Представьте себе, вы пытаетесь тронуться с места на автомобиле с пятой передачи, отпускаете педаль сцепления –  двигатель глохнет. Зато на скорости 90 км/час на автобане, вы включаете пятую скорость, и только добавляя газу, летите в будущее.

Для каждого движения самым важным условием является сдвинуться с места,  а далее вступают инерционные и раскручивающие силы. Для поддержания вращения и дальнейшего раскручивания планет нужно было только регулярно подбрасывать «дрова» (энергию) в топку циркуляционной машины. В качестве такой энергии продолжало выступать прото вещество и энергия Солнца.

Как пример начала вращения Земли показан на рис. 5.

 

Рис. 5

Возможно, кому-то не понравится данный рисунок, по причине, что Земля не могла иметь столь искаженную фигуру. Могла! Даже сегодня, несмотря на столь долгий путь эволюции и вращения, наша планета не совсем шар, а неравно объемный эллипсоид, сплюснутый у полюсов (сжатие=1/298,25).  Более того, северное полушарие крупнее южного, т.е. форма Земли чуть-чуть сдвинута относительно эллипсоида и отдаленно напоминает грушу.

Поток солнечной энергии, встречая на пути движущуюся планету, оказывает на нее давление. В свою очередь планета оказывает данному потоку сопротивление. В данном случае вектор СВ оказывает большее сопротивление, чем вектор АВ, поэтому возникает момент силы, который пытается повернуть планету вокруг оси. Но одной солнечной энергии было недостаточно. Первым толчком для поворота планеты было суммарное действие сил от ударов небесных тел и солнечной радиации в парус планеты. После чего она медленно начала вращение относительно своего центра масс против часовой стрелки. Вот по этой причине все планеты солнечной системы вращаются в одну сторону, с запада на восток, если смотреть с северного полюса мира.

Когда вещество протооблаков было разобрано конкурентами, основной раскручивающий момент планеты стали получать от Солнца в виде солнечного ветра и солнечной радиации. В те далекие времена у планет не было магнитного поля, поэтому вся энергия, которая исходила от Солнца, беспрепятственно доходила до поверхности каждой планеты.

По мере увеличения размеров планет к вышеуказанному моменту добавился момент от действия теплового терминатора. В то время атмосфера была очень разреженная, суточные амплитуды были весьма значительные, что и увеличивало  скорость вращения. Как работает тепловой терминатор, было показано в предыдущей статье [12].

Момент силы с дневной стороны всегда был больше, чем с противоположной (ночной), поэтому все планеты стали раскручиваться направлением на восток.

У Земли, в то далекое время, еще не было тормозов, Луна появится позднее (об этом в статье «Венера»).

Солнце сначала своего развития также было объемно не симметричным, но со временем оно сотрет, сошлифует свой дисбаланс и будет стабильно посылать свое излучение в мировое пространство. К тому времени планеты, приблизившись к своему светилу, уже четко встанут каждая на свою орбиту.

Никто и никогда не разгонял Землю специально. Земля и другие планеты образовались из статических облаков газа и пыли в космосе и раскрутились энергией Солнца. Такова природа. К помощи высших сил, поддерживающих планеты во вращательном движении, не прибегаем.

Наклон оси вращения

 

Следует остановиться на положении оси вращения планет. Все планеты имеют наклон оси вращения к плоскости орбиты (см. рис. 4). Предполагается, что данный наклон является следствием столкновения с небесными телами. На пути следования за миллиарды лет возникали катастрофы, когда происходило столкновение планет себе подобными. После столкновения возникали спутники, и мог измениться угол наклона оси вращения. Многочисленные кратеры на поверхности планет и спутников, молчаливые свидетели бурной эпохи конкуренции становления и развития планетарной системы. Такие катастрофы не миновали ни одну планету, но больше всех пострадали Уран и Плутон, которые вращаются лежа на боку.

Несомненно, столкновение планет с астероидами и друг с другом являлось прямым действием на положение их в пространстве, но есть еще одна причина, по которой ось вращения не перпендикулярна к плоскости эклиптики.

Как было сказано выше, у каждой планеты по мере движения по орбите в первоначальный момент возникал дисбаланс приращенной массы. Масса наращивалась с нагретой стороны по орбитальному вектору движения. Поэтому, когда планета сдвигалась с места (начало вращения), то ее ось изначально уже могла не совпадать с плоскостью орбиты. Характерным примером является Юпитер. Ось его вращения почти перпендикулярна к плоскости орбиты (наклон 3,130), из-за чего на этой планете нет смены времен года. Пожалуй, такое малое отклонение оси от плоскости орбиты является более логичным объяснением эволюционной гипотезы образования солнечной системы. По идее, при идеальных условиях возмущающих воздействий на планеты, то все они должны были иметь перпендикулярную ось вращения к своей эклиптике. Но не у всех планет  все шло по намеченной программе. Один Юпитер справился с поставленной задачей блестяще! Это лишний раз говорит о том, что он был гораздо массивнее других планет и космических объектов. Внешние, ударные столкновения не смогли повлиять на устойчивость гиганта, защищенного плотной газовой атмосферой, а позднее и мощным магнитным полем.

Выводы.

  • Земля и другие планеты при своем рождении не имели скорости вращения  вокруг своей оси.
  • Первоначальным моментом для вращения послужило неравномерное распределение массы в объеме из-за асимметричного действия гравитации.
  • Планеты наращивали массу, все больше раскручивались и принимали шарообразную форму.
  • Протопланетное вещество и солнечная энергия раскручивали планеты с запада на восток.

Назад  Вперед

gennady-ershov.ru

Скорость вращения планет может быть важным фактором для потенциальной жизни

«Вращение может иметь огромное влияние, и множество планет, которые мы ранее считали непригодными для жизни, теперь снова можно рассматривать как кандидатов», — заявил Дорин Эббот из Чикагского университета. Новое исследование показало, что скорость, с которой вращается планета, играет важную роль в ее способности поддерживать жизнь. Вращение не только контролирует длину дня и ночи, оно также может влиять на ветры, дующие через атмосферу, а значит и на формирование облаков.

В настоящее время нам известно почти 2000 экзопланет, однако большинство их представлено негостеприимными газовыми гигантами. Благодаря миссии «Кеплера» NASA, небольшое число меньших скалистых планет было обнаружено в пределах обитаемой зоны своих звезд, что может указывать на возможность существования там инопланетной жизни.

Обитаемая зона звезды, как правило, обозначается определенным пространством от звезды, в пределах которого будет поддерживаться температура, необходимая для существования жидкой воды на поверхности планеты. По одну сторону этого диапазона тепло звезды будет испарять воду планеты в атмосферу, образуя парниковый эффект, а по другую — температура будет такой низкой, что на планете будут держаться облака углекислого газа, а и без того малое количество солнечной энергии будет от них отражаться, превращая планету в замороженную пустошь.

Тем не менее это понятие довольно простое. На самом деле, в определении обитаемости планеты участвуют и другие факторы. Тем не менее для медленно вращающихся планет при правильных атмосферных условиях эта зона должна быть расширена так, чтобы стать гораздо ближе к звезде.

Излучение, которое Земля получает от Солнца, сильнее на экваторе. Воздух в этом регионе нагревается, пока не поднимется через атмосферу к полюсам планеты, где впоследствии охлаждаетс

hi-news.ru

Произведение скорости движения любой планеты по орбите на скорость её вращения вокруг оси есть константа – величина единая для всех планет - Астрофизика

Новая концепция и есть очищение разума от заблуждений!

ВОЙНА. ДЕТДОМ. ЧТО ПОМНЮ.

Мне 82 года. Что понудило меня взяться за это повествование? Оставшись без отца и матери во время Великой Отечественной войны, я 11 лет воспитывался в детдоме. За прошедшую жизнь узнал много негативных  фактов  о  жизни в некоторых  детдомах. Всю жизнь вспоминал, что ничего подобного в нашем детдоме не было. Мы жили как одна дружная семья. Нас было, примерно, и 120, и до 150 человек.  Отец нам всем был Директор детдома –  Владимир Фёдорович -  фронтовик, кавалерист. Не имевший высшего образования, но Человек, Педагог, Хозяин и всё с большой буквы. А Матерями нам были наши воспитательницы. Нас любили как родных детей, но мы иногда проказничали. Но нам можно. Мы же дети. Скажи Вам, что у нас в те далёкие послевоенные годы разрухи была даже своя электростанция, не поверите. А свой духовой оркестр новенький, прямо с Ленинграда;  свой струнный оркестр и баян; своя швейная мастерская – до 15 машин и всё это куплено за наши собственные, детдомовские деньги, а не за государственный счёт, не поверите. А собственная столярная мастерская с 12 заводскими верстаками для школ, купленными за наши детдомовские деньги. А то, что за всё время в детдоме было всего 2 – Две поварихи, тоже не поверите? На одной из встреч с нашим директором в году, примерно, 1970, он мне сказал: « Сергей. Пишут бывшие воспитанники мне, Татьяне Ивановне, Вере Захаровне, Евдокии Корнеевне, Валентине Сергеевне, приезжают в гости и скажу тебе: ни один наш воспитанник не был в тюрьме». Нам в детдоме говорили: «Вор начинается с пяти копеек. Взял пять копеек и никто не заметил. Затем взял больше и тоже шито-крыто».  Нам в детдоме  казалось, что во всех детдомах так весело, интересно, счастливо живут воспитанники. Оказалось,  нет! Вот как мы жили.

С уважением – Сергей Иванченко.                                    11  Сентября 2018 года.

 

Помню, как мать готовила отцу на фронт. Готовила и плакала. А мы – я и три сестры: Катя, Нина и Вера притихли и не могли ещё понять, что случилось? Затем пошли на сборный пункт. Он уже был немного оборудован. Было много людей. Были машины и повозки. Был буфет. Отец купил всем по кульку конфет – разноцветный горошек. Затем посадка в машину. И плач всех женщин. И детей. Это было в станице Лабинской - ныне город Лабинск. После освобождения станицы  мы узнали, что отец погиб на фронте.

Летом 1942 года немцы взяли Лабинскую. Немцы не разогнали колхозы, а заставили собирать урожай для них. Помню, как по нашей улице в сторону железнодорожной станции тянулся длинный обоз из бричек, гружённых сахарной свеклой. Ездовыми на бричках были и наши старики и немцы. Со всех хат вышли женщины с детьми и посылали детей взять с брички сахарную свеклу. Некоторые ездовые, видя, что мы подбегаем к бричке, кнутом сталкивали свеклу на землю. Мы хватали её и счастливые бежали к матери. Мать говорит мне: «Серёжа. Беги к этой подводе». Ездовой-немец отрешённо сидел, как в засаде. Я смотрел  на его спину и не знал, брать свеклу или нет? Решил взять. И тут немец хлестанул   меня кнутом  по спине так, что я с плачем  побежал и упёрся в мамин подол. Мать сказала: румын. Потом я узнал, что ездовыми на бричках были не немцы, а румыны.

На окраине станицы было картофельное поле. Колхоз убрал картофель и люди, в основном женщины с подростками,  пришли на это поле, чтобы собрать мелкие  остатки картошки.  Мать оставила старшую сестру Катю с Ниной и Верой, а меня взяла на это поле.  А через дорогу,  на ровном зелёном поле,  стояли  немецкие  самолёты. Был уже  вечер,  и мы  шли домой как раз напротив аэродрома. И вдруг  налетели наши самолёты  и начали бомбить немецкий аэродром. Мать толкнула   меня в неглубокий кювет,   и мы лежали до тех пор, пока наши не отбомбились. Когда встали, мать заметила на моей левой ноге кровь. Я совершенно не почувствовал, когда в  ногу влетели два осколка. Уже в хате один осколок мать выковырнула, т.к. он был неглубоко,   а второй осколок так и остался в ноге с осени 1942 года вот уже 76 лет.

Зима 1942 – 1943 года была очень тяжёлой. Умерла бабушка-мать отца.  Мать тоже  заболела и умерла. Трёх моих сестёр взяли трое соседей. Меня взял дедушка по отцу. В нашу хату вмиг  вселились цыгане.  Когда нас освободили, то Станичный совет сказал: «Или удочеряйте девочек, или мы должны отдать их в детдом». Среднюю сестру Нину решила удочерить тётя Таня. Её муж воевал на фронте; у них не было детей. Станичный совет выдворил цыган с нашей хаты и в ней стали жить тётя Таня с Ниной.  Дядя Гриша – муж тёти Тани  одобрил удочерение. Вернулся с фронта живой, хоть и весь израненный. Они вырастили Нину, выдали замуж и сейчас у всех трёх моих сестёр по пятеро детей. А нас – старшую сестру Катю, младшую сестру Веру и меня повезли в Покровский детский дом. Это был 1944 год.

В Покровку  мы приехали где-то утром. Вместе с нами с вокзала шли в этот детдом взрослые с детьми из других районов Краснодарского края.  Оказывается, детдом только образован. Помню,  говорили, что Покровский поп отдал под детский дом свой кирпичный дом, летний дом из самана и длинный сарай,  а сам стал  жить  в церкви. Он жил один и весной 1948 года умер. Как его любили все в округе,  приведу такой факт: в день его похорон все улицы  и сквер напротив церкви и детдома были заполнены людьми, пришедшими проводить его в последний путь.

Когда мы подошли к детдому, то заметили во дворе много людей. Калитка и ворота были открыты. Шёл приём воспитанников детдома. За скоплением людей топилась наспех сложенная печь, а за ней был колодец. На плите грелась вода и нас всех по очереди раздевали и мыли. Всем этим занимались в основном пожилые женщины и молодые девчата и ребята. Комсомольцы! Это слово часто можно было услышать. Комсомольцы привезли на мажаре солому. Комсомольцы привезли огурцы и капусту. Молодцы комсомольцы! И т.д. И ещё. Через открытые ворота и калитку шли  постоянно люди и что-то  несли: кто поесть, кто детские кроватки, кто табуретки, кто сковородку,  кто столик и т.д.   Оказывается, солому комсомольцы  привезли, чтобы постелить её прямо на пол нам спать. Первые ночи мы спали вперемежку на соломе. Если были брат и сестра или как мы брат и две сестры, то рядом. Потом уже у нас появились списанные солдатские байковые  одеяла, которыми застилалась солома, а со временем появились и кровати.  В кирпичном доме было три комнаты: большая, средняя по размеру и меньшая. Потом в большой поместили девчат, в средней ребят, а в меньшей самых маленьких девочек и мальчиков. Все три комнаты соединял общий  коридор. Вход в меньшую комнату был через нашу комнату  – среднюю. Помню, как в меньшую комнату мимо меня  прошли несколько женщин, а двери в эту комнату не было, и я видел, что все остановились около детской кроватки моей сестры Веры. Потом они её увели. Оказывается, Веру удочерили двое молодых.

Я не написал, что делалось в летнем доме, левее ворот. Там старики и молодёжь – комсомольцы срочно делали кухню и столовую, а перед кухней навес  для истопника. На  кухне  дедушка с молодыми ребятами вёл кладку  варочной  печи  с котлами. А молодые ребята везли на повозках глину, песок,  столбы для пристройки и всё, что нужно.  А мы уже свыклись, перезнакомились, подружились и за всем этим наблюдали. Наконец всё это было быстро построено, появился истопник дядя Ваня без одной ноги, а комсомольцы всё везли на мажарах  солому одну за другой, чтобы топить печь кухни. Мы, конечно, помогали дяди Вани бросать в печь солому, говорили ему, чтобы он отдохнул, а он садился на свою чурку и закуривал из махорки козью ножку. Спрашивали его о войне, где он воевал, где не стало ноги. Рассказывал, какие  страшные  бои были  за Керчь.

В детдоме был один цыганёнок, на год или два старше нас.  Не помню его имя. Наступила пасха и он уговорил нас, примерно  четырёх,  идти в церковь на всенощную воровать яйца. До церкви было недалеко – метров триста.  Было уже темно на улице и когда мы вошли в церковь,  там было так тускло, что мы еле различали,  где стоит бабушка, где дедушка, а где девочка. На полу стояли корзины, содержимое которых не  было  видно. И вдруг кто-то начал говорить: «Дети пришли. С детдома». Тут как раз подошёл со свечой и подносом дедушка и люди начали бросать на поднос рубли, а нам начали давать крашеные  яйца.  С нагружёнными в карманы и за пазухи крашеными яйцами мы пришли в детдом, разделили всё поровну со всеми ребятами и не спали эту ночь.

В Покровке прямо напротив детдома дорога разделялась на две. Одна напротив детдома шла в центр, а другая шла на железнодорожный вокзал. А в створе  между этими расходящимися дорогами   росли деревья и кустарники,  и для нас это была  детская площадка, где мы воевали, имели там несколько шалашей, кучу патронов и т.д. Вот и в ночь на всенощную, как только  солнце взошло,  мы уже были там. Где то перед завтраком,  смотрим,   в детдом идёт поп с кадилом во всём облачении, а за ним идут несколько пар женщин с большими  корзинами, в которых доверху лежали крашеные яйца. Так было и все последующие годы.

День победы! Это незабываемо!  Утро было раннее,  ясное, солнечное. Что творилось в селе Покровка трудно передать! Люди выбегали из дворов с криками: Победа! Обнимались друг с другом, целовались. Кругом стреляли из ружей  в честь победы!  На улице было столько людей, как будто все вышли из своих дворов. Многие направлялись в центр села и на железнодорожный вокзал, с цветами и, конечно, и  с сиренью. Мы всем детдомом ежедневно ходили на вокзал. Встречали и провожали поезда с военными. Люди, чем могли, угощали солдат, но они ехали дальше, на восток. Один раз без остановки проехал такой длиннющий состав с танками, что мы считали, сколько их, но устали и сбились со счёта.

До сих пор помню директора нашего Покровского  детдома. Высокий, красивый, стройный, чисто одет, но полуседой. Вероятно, бывший учитель. Мы так и кружили около него, если он появлялся.

Однажды истопник дядя Ваня спросил меня: » Серёжа. У тебя есть сестра?». Я сказал: «Есть».» А как её зовут? «. Я сказал: «Катя».  «А ещё есть сестра?»  Я сказал: «Есть. Вера». «А где она живёт?». Не знаю. Её удочерили. И он рассказал  мне, что Вера живёт в его переулке  и назвал переулок и  номер хаты. Была пасха и я пришёл по этому адресу.  Меня встретили  удочерившие  Веру.  Вера гуляла с девочками на улице. Я так её и не видел. Меня провели в комнату, посреди которой стоял стол, а на столе стояла ваза с крашеными  яйцами. В комнате заметил абсолютную чистоту и порядок.  Мне они сказали, что Вера знает, что у неё есть «двоюродные» брат Серёжа и сестра Катя. Просили так и оставить. Вера очень послушная и на отлично закончила 1-й класс. Потом мне стало известно, что удочерившие мою сестру  написали в Краснодарский Отдел народного образования (КРАЙОНО ) письмо, в котором просили перевести меня и Катю в другой детдом, т.к. они хотят воспитать Веру, как родную дочь. Приказ КРАЙОНО был выполнен и меня и Катю в августе 1948 года  отвезли в Белоглинский  детдом.

Оказалось, что в Белой глине два детдома. В одном, куда нас привезли, были только воспитанники, родители которых погибли на фронте, а в другом детдоме были воспитанники, родители которых или сдали детей из-за невозможности самим растить,  или умерли и т.д. Один раз я побывал в этом детдоме. Об этом ниже.

Если Покровский детдом только становился на ноги, то Белоглинский  имел два кирпичных спальных  здания, рядом с ними была кухня-столовая не из кирпича; был небольшой  склад, рядом погреб, а дальше вдоль забора саманный дом-хата с тремя небольшими комнатами для учёбы. Семь лет я пробыл в этом детдоме и в 1955 году  окончил 10 классов. Кстати, в 1954 году Владимир Фёдорович сказал мне, что он заочно  окончил Краснодарский сельскохозяйственный институт и получил диплом агронома.

Встретили нас хорошо. Меня определили в группу 4-го класса Татьяны Ивановны. На всей территории были  чистота и порядок. Посреди двора была огромная круглая  клумба с разными красивыми  цветами. Далее слева и справа были посажены деревья, а между ними был небольшой домик -  изолятор на две комнаты. За деревьями и изолятором был пустырь, занимавший вместе с пустырём справа почти половину усадьбы детдома, но огороженный. Этот пустырь  вскорости  превратился в хороший сад с карликовыми деревьями абрикос, яблонь и т.д. Детдом располагался на южной окраине села, но между окраиной и детдомом располагалась ветлечебница с огромной территорией, почти полностью заросшей бурьяном. Восточнее ветлечебницы – метров  600 – 700  были хаты на окраинной улице, а за ними был хозяйственный двор детдома, площадью, примерно, два гектара. Напротив главного фасада детдома, на другой стороне улицы, была больница, все здания которой утопали в тени огромных деревьев.

Порядок в детдоме был построен по принципу коммуны и по методу Антона Семёновича Макаренко.  В детдоме не было дошколят. Все воспитанники, в зависимости от возраста или класса, ежедневно должны были,  помимо учёбы, заниматься физическим трудом. Например: четвёртый класс  ежедневно должен трудиться физически по 30 минут. Пятый класс – по 40 минут и т.д. Это не являлось эксплуатацией. Наоборот. Мы всем коллективом группы дружно, весело  делали нам по силам  общую работу.   Вся территория усадьбы детдома представляла сплошной зеленый ковёр из стелющейся по земле травы и только дорожки были заметны.  Девчата делали женскую работу, ребята  -  мужскую. Если делали уроки, то в виде перерыва выходили  из учебной комнаты, то девчатам задание, а это, примерно, 15 человек – идти на кухню, помочь поварихам: почистить картошку или они скажут, чем и как им помочь. Ребятам принести колотых  дров из топливного склада и т.д. Через 30 минут идём в учебную комнату делать  дальше уроки. Порядок был такой: сделал уроки, воспитательница проверит,  правильно ли, и если правильно, можешь  идти гулять! По принципу: кончил дело – гуляй смело! Все стремились быстрей сделать письменные и устные уроки. А дальше уйма времени до обеда: футбол, турник, качели и т.п.

По-моему, все уже знают, что чем больше в семье детей, тем лучше. А ещё А.С.Макаренко писал: «Не может быть и речи о правильном воспитании детей без отца». Некоторые женщины считают, что могут воспитать сына сами, без отца. Неправда это! Лучше мужчин – отцов нет педагогов.  Таким отцом для нас  в детдоме  был директор – Владимир Фёдорович. Никогда не ругался, не повышал голос, а заметив какой-либо непорядок, делал замечание и говорил: иди до Татьяны Ивановны или до Веры Захаровны и т.д. и  доложи, что ты залазил на черепичную крышу пристройки кухни. Татьяна Ивановна выслушает доклад, обнимет рукой за шею и говорит: «Сержик. Ты же знаешь, что черепица может проломиться или можешь упасть с крыши.  Постарайся больше так не делать, хорошо?». Она всех называла ласковым вариантом имени.  Была у нас хорошая воспитательница Вера Захаровна, но голос  у неё был такой мощный, что кое-кто из детей мог даже испугаться его. Так директор иногда как чувствовал это и говорил: «Иди,  доложи Татьяне Ивановне, что ты сделал то-то и то». Хотя знал точно, что он из группы Веры Захаровны. Татьяна Ивановна знала такую хитрость Владимира Фёдоровича и  ласково читала ему наставление, как будто он из её группы. Должен сказать, что дети всегда шли и докладывали  о своих проступках. Директор никогда не кричал, не читал нотации,  да у него и времени на это не было, а просто говорил,  в чём проступок и к какому воспитателю надо идти и доложить о проступке.  Особенно требовательный был директор к тем, кто летом в солнечную погоду  оказывался без головного убора. Все девочки должны были носить летом панамки, а ребята  фуражки. Сам он всегда во дворе в солнечную погоду  был в соломенной шляпе. Меня до сих пор удивляет,  как или откуда он знал в те годы о вреде солнечной радиации на головной мозг и о вреде загара на здоровье и продолжительность жизни человека? Ведь канадские учёные сделали открытие об этом  где-то в году 1990-м.

О хозяйственном дворе детдома. Там находилось наше хозяйство: овец, примерно, до 150 штук.  Были свиньи, гуси, куры. Владимир Фёдорович любил лошадей, их у нас было до девяти. На наших глазах вырос красавец жеребец Ребус. Почти прямо, напротив хозяйственного двора,  было наше поле площадью  40 гектаров.  Детдом  ежегодно  сеял на  этом поле:  кукурузу, тыкву, арбузы, картофель, зерновые, подсолнечник,  траву – суданку,  столовую свеклу,  морковь и т.д.  Всё, что нужно для собственного потребления, заготавливалось на зиму,  а остатки продавались государству или потребкооперации. Т.о. в детдоме появлялись и были собственные деньги.

Владимир Фёдорович обычно проводил два собрания. По итогам учебного года и по итогам сбора урожая. По итогам учебного года отличники обязательно получали подарки. Кулёк конфет, например. По итогам сбора урожая он докладывал, что мы заготовили для питания себе;  для прокорма скота и птицы, а также сообщал, сколько мы сдали государству или продали потребкооперации излишков урожая и сколько  у нас денег на счету, за которые можно что-то купить или построить. Предлагались всякие варианты:  построить баню,  прачечную,   столярную  мастерскую;  купить швейные машинки;  велосипеды;  духовой оркестр;  баян и струнный инструмент;  бильярд  и т.д.  Он никогда не говорил Я.  Только МЫ! Мы заработали, мы быстро собрали отличный  урожай кукурузы;  мы получили отличный урожай травы-суданки и т.д. Решали голосованием. Сразу после этого он давал указание завхозу Иван Ивановичу: завтра же купить в культтоварном магазине 4 велосипеда, бильярд  или ещё что-либо.

Меня до сих пор удивляет, где или как он находил таких  замечательных специалистов: музыканта, швею мастерицу, мастера по труду,  поварих или даже дедушку, который по шнурку, отлично выложил из кирпича в ёлочку дорожки между всеми нашими зданиями. После получения из Ленинграда духового оркестра любой мог придти к музыканту  и проверить себя на музыкальный слух. У нас на каждый духовой  инструмент было в среднем по три музыканта. А мастер – швея так быстро научила девчат  кроить и шить, что детдом покупал рулоны ткани, а девчата шили себе платья, а ребятам костюмы. Порядок был такой. Если у кого-то есть брат, то сначала она шила костюм брату. А девчатам было всего от 12 до 16 лет. Очень многие девчата научились отлично вышивать.

Никто, никогда не повышал на нас голос. Никто, никогда не слышал мат. Никто, никогда не мог нас ударить. Ежегодно дня на три к нам приезжала из Краснодара Перерва  Лариса  Васильевна из Краевого отдела народного образования. Задача у неё была проверить – не бьют ли в детдоме воспитанников, не унижают ли наше человеческое достоинство. Осторожно, в беседе с девчатами или с ребятами, она узнавала правду. Был у нас однажды такой случай. Летом в отпуск уходит какая – либо  воспитательница и директор на это время принимает на работу, было как обычно, учительницу. Один раз вместо учительницы он принял учителя – мужчину.   Он проработал всего два  или три дня. И вдруг мы узнаём, что он ударил по шее Вовку.  Об этом вмиг стало известно всем.  И директору, конечно.  Владимир Фёдорович немедленно уволил его, а вместо него принял учительницу.

Дети есть дети. Между нами ребятами, да и между девчатами, иногда возникали драки. Что-то не поделили и т.д. В таких случаях сбегались, кто был поблизости. Но суров был закон: «ЛЕЖАЧЕГО НЕ БЬЮТ!». Даже если один из двух упал на землю, а второй  ударил лежачего, то свидетели тут же выговаривали ему, что нельзя было бить лежачего, а если он ещё и пререкался, то любой мог его ударить и сказать: «Это тебе за лишний  удар ».

Кубань богата была сусликами. Мы ходили летом купаться на речку, а рядом были норы сусликов. Мы начали лить в норы  воду  и суслики выползали из нор. Мы снимали с них шкуру, сушили шкуры  и   сдавали заготовителям.  У нас появились деньги. Сначала мы ходили в кино, покупали конфеты, а потом массово начали покупать капканы. Утром бежим проверять капканы, вечером тоже проверяем капканы. У каждого было до 15 капканов. Самых жирных сусликов мы жарили и ели. Однажды Владимир Фёдорович собрал всех суслоловов и сказал: «Это не порядок!». Создавайте артель суслоловов, выберите себе председателя  и организовано ходите на проверку  утром и вечером. Меня избрали председателем.

Или вот как у нас появился свой стадион. Между детдомом и больницей на противоположной стороне улицы  было большое расстояние. Между детдомом и дорогой расстояние, примерно, 40 метров, мы засадили деревьями. Но расстояние между дорогой и больницей, а она тоже была на окраине села, расстояние было  в два раза больше. И вот у кого-то родилась идея – сделать там стадион. Под руководством нашего мастера на все руки – Виктора Степановича, мастера по труду, мы быстро сделали всю разметку; сделали двое ворот и даже сделали несколько сидений для наших воспитателей. У нас появился настоящий стадион. Не то, что мы раньше играли в футбол на маленькой спортплощадке. Мы начали приглашать на игру команды с разных улиц. И каждое лето мы так играли в настоящий футбол.

Как то зимой я вырезал из «Пионерской правды» заметку: «Как самому построить планер». Всю зиму ждал весну. Столярная мастерская уже была построена. По весне ребята с интересом помогали мне делать планер. Наконец  он  был готов, отцентрирован и я залез на черепичную крышу пристройки к полутораэтажному  учебному  корпусу. Несколько раз пускал планер с крыши, он пролетал до 70 метров и вдруг появился директор. Я спустился с крыши, думая, ну сейчас мне будет! Все собрались около директора, а он спрашивает: «Кто сделал?». А ребята: «Сергей». « Хотите заняться этим интересным делом? Да!»  В культтоварном магазине   продаются наборы для сборки планеров, моделей с резиновым двигателем  и т.д. Завтра Иван Иванович купит вам  эти  наборы. Так образовался в детдоме авиамодельный кружок, в котором было до 15, а с помощниками  и больше ребят. Увлечение было такое сильное, что мы быстро сделали все виды кордовых моделей с бензиновыми моторчиками и даже кордовую модель с реактивным двигателем. Моторчики и реактивный двигатель были в свободной продаже в культтоварном магазине. Меня попросили организовать такие кружки в средней школе №9, где все детдомовцы учились,  и во втором детдоме. В школе образовался хороший кружок, а во втором детдоме ничего не получилось. Атмосфера там оказалась прямо противоположная в нашем детдоме. Меня поразило равнодушие и захламлённый  двор. У нас на хозяйственном дворе  весь инвентарь был под навесом, а двор был чище, чем их центральная усадьба.  Два года подряд мы ездили в Краснодар на авиамодельные соревнования. Второй раз в нашей команде было два авиамоделиста из школы №9. Кстати: в этой школе родился и вырос  лётчик  Леваневский  Сигизмунд  Александрович, первый Герой Советского Союза, участник спасения экипажа парохода «Челюскин». Об этом есть мемориальная доска на здании школы. Его родители были учителями этой школы. А сама школа спроектирована каким-то гением, до того в ней всё продумано до мелочей,  красиво и без излишеств.

Пора сказать, что за семь лет, что я был в этом детдоме, были построены:  кирпичная баня; прачечная; столярная мастерская;  2-х этажный учебный корпус; длинный топливный склад, в котором под крышей  были дрова, уголь и различный инвентарь, а между всеми зданиями были проложены из кирпича в ёлочку дорожки. Около кухни был построен кирпичный колодец, оштукатуренный изнутри  так качественно, что мы ежегодно квасили в колодце капусту с морковью и арбузами, а штукатурка все годы была, как новая.  За изолятором был посажен сад из карликовых деревьев, а затем был посажен сад на лишней  территории, которую занимала ветлечебница. На хозяйственном дворе были построены: конюшня, овчарня, свинарник, птичник, навес для инвентаря и кирпичное здание для  электростанции. Электростанция состояла из дизельного двигателя и генератора. Ночью весь хозяйственный двор и центральная усадьба освещались этой электростанцией. В 1952 году в детдоме появилась своя бортовая машина, списанная в армии, которая в 1953 году возила 20 человек-отличников на Волго-Донской канал. В хозяйстве она очень нас выручала.

Летом  по  полдня  мы работали  по хозяйству:  пасли овец; табун лошадей; помогали по хозяйственному  двору; по огороду и т.д., а после обеда приходила другая смена. У меня всё лето  была утренняя смена. После завтрака я шёл на хозяйственный двор и, прежде всего,  в конюшню. Кобыл уже уводили пастись, а в конюшне  оставался жеребец  по кличке Ребус. Жеребёнком он вырос на наших глазах. Это был красавец светло коричневой масти. Он был на попечении конюха Петра. Петро знал его ещё жеребёнком. Затем отслужил армию и снова вернулся к нам. И всегда после завтрака я шёл на хозяйственный двор с кусочком чёрного хлеба для Ребуса. Очень вкусного!  И всегда, заходя в конюшню,  говорил: « Ребус, Ребус.  На!». Петро говорил, что Ребус чувствует меня за 100 метров. Ты только появляешься за 100 метров, а он поворачивает голову в сторону двери и ждёт тебя. И с директором, и с Петром мы купали его на речке, чистили его. Однажды директор сказал мне идти на хозяйственный двор.  Пусть Петро срочно запряжёт ему в линейку Лирку – кобылу. Прихожу, а Петро говорит: « Все кобылы пасутся на аэродроме. Один Ребус вон стоит». Что делать? Сказал ему  про  Ребуса. Петро говорит: «Никого не терпит в седле. Директора раза четыре сбрасывал. Меня разов пять. Сейчас попробую». Петро укрепил седло и вскочил на него. Ребус тут же встал на дыбы и Петро оказался на земле.  Не могу объяснить, но я сказал Петру: »Может мне попробовать?». » Попробуй» - сказал он. Стоило мне усесться в седле, как Ребус  рванул вскачь в сторону ворот;  проскочил ворота и по эспарцетовому полю, напрямик полетел  к табуну. Я потерял белую фуражку; прильнул  к его холке и увидел, что табун недалеко, вижу, что ребята забеспокоились, кто-то бежит к нам навстречу. Не знаю и не помню, но моя голова была прямо у уха Ребуса и я сказал: «Ребус! Ребус! На!». Стоило мне сказать эти слова, как Ребус  преобразился, перешёл на мелкую рысцу  и я остановил его. Я крикнул бежавшему к нам навстречу: «Седлайте Лирку! Директору нужна линейка!». После этого я спокойно развернул Ребуса и мы не спеша прибыли на хозяйственный двор. Рассказал всё Петру. А Петро, ясное дело, директору. Директор ни слова не ругал меня. Спросил: «Почему ты рискнул?». Я ему сказал, что промелькнула мысль, что Ребус не должен меня сбросить. «Молодец!» - сказал он.

Лошади нас сильно выручали. Мы, конечно, за ними ухаживали, чистили их,  купали на речке. Директор сам часто участвовал в уборке урожая. Была у нас жнейка – лобогрейка. Я, как старший в детдоме, косил вместе с ним зерновые, особенно помню, как косили траву – суданку, высокую, сочную, за лето было два или три укоса. В это время произошло полное солнечное затмение. Стало темно. В селе заревели коровы, залаяли собаки. Всё прошло и мы стали дальше косить.

Директор был член партии. Ему было поручение проводить политбеседы на МТФ – молочно-товарной ферме одного колхоза. Я на линейке возил его на это МТФ. Линейку я останавливал на каком-то расстоянии от колхозников, собравшихся послушать Владимира Фёдоровича. О чём они говорят, я не слышал. Я видел,  в каких жалких одеждах люди подходили послушать. Тяжёлое было время для народа. Это был 1954 год.  Однажды слышу, как необычно громко пошёл разговор. Когда Владимир Фёдорович пришёл, то спросил меня: « Ты слышал,  о чём мы говорили?». Говорю: «Далековато было». Он говорит: « Люди возмущались, что Хрущёв подарил Крымскую область Украине! Нельзя было это делать». Мне кажется, именно с тех пор народ возненавидел Хрущёва. Сколько ненавидящих его анекдотов пошло по стране. Один СНХ (Совет народного хозяйства)  что стоит? Один рабочий записал про Хрущёва более 140 анекдотов.

Учился я легко и все классы, кроме одного – десятого,  на отлично, с Похвальной Грамотой. Когда я окончил на отлично  семь  классов, то ожидал, что директор предложит мне поступать  в техникум. Я стал мечтать стать геологом. Вдруг он меня спросил: «Хочешь учиться в 8-м классе?» Я сказал: «Да». «Тогда я завтра напишу письмо в Крайоно с просьбой разрешить  оставить тебя учиться в 8-м классе». Потом пришло разрешение и он мне сказал: « Теперь твоя задача окончить 8-й класс на отлично. Тогда мне легче будет отстоять тебя, чтобы разрешили оставить тебя для окончания 9-го класса. 8-й и 9-й классы я окончил с Похвальными Грамотами и т.о. мне разрешили учиться в 10-м классе.

Во всякой шутке есть доля правды! Однажды я с ребятами из другой группы  шастал  где-то полдня. Моя группа уже зашла обедать, тут и я появился и начал мыть руки. Татьяна Ивановна стояла в дверях. Увидев меня, сказала: « Серёжка! Ты где пропадал? Сегодня шесть уроков и ты ни одного не выучил. Даже на обед не заработал». Я повернулся и пошёл к выходу. Она вдогонку говорит: «Серёжа! Иди,   кушай. Я пошутила». Я взял в учебной комнате учебники и пошёл в школу. До прихода моей группы я успел решить задачку и прочитал, что задано по первому уроку. На первом уроке я активно участвовал в работе класса, тянул руку, меня вызвали к доске и я ответил на пять. На перемене перед вторым уроком я успел прочитать задание и на уроке заработал вторую пятёрку. И так за шесть уроков я заработал шесть пятёрок. Домой мы всегда шли так: девчата впереди, а ребята за ними. Татьяна Ивановна  всегда встречала нас у калитки. И только девчата  вышли на прямую дорожку до калитки, прямую потому, что слева и справа росли уже большие деревья,  как они побежали к Татьяне Ивановне с криком: « Татьяна Ивановна! А Сергей получил сегодня шесть пятёрок». Когда мы подошли к ней, Татьяна Ивановна стала извиняться, а потом говорит: «Не зря я назвала тебя головастиком!». Мне, конечно, было неудобно перед Татьяной Ивановной за мой поступок, а с другой стороны, ну не мог я после её слов, что я не заработал на обед,  зайти в столовую обедать. Она была права.

В 10-м классе тоже учился легко и по четвертям были одни пятёрки. И в школе, и в детдоме многие говорили, что я должен окончить школу с золотой или серебряной медалью. Выпускные экзамены шли вовсю и у меня были все пятёрки. Оставался завтра  письменный экзамен  по математике. Татьяна Ивановна увела всю группу  семиклассников, а я был прикреплён к её группе, на прополку за топливным сараем. Это нам отдали ту пустующую территорию ветлечебницы, заросшую бурьяном. Что мы посеяли на той территории в тот год, не помню. А меня Татьяна Ивановна оставила готовиться к письменному экзамену по математике. У «головастика», так она меня ласково называла, завтра важный экзамен. Я пристроился у окна с северной стороны на втором этаже учебного корпуса. Идеальные условия! Сколько прошло времени, не помню, но час запросто. Вдруг, смотрю, появился Владимир Фёдорович и говорит: «Сергей Иванович! Будьте добры, спуститесь с облачков на землю».  Он знал всех воспитанников по имени и отчеству. Я спустился. Он спросил: « Когда ты  последний раз держал в руках тяпку?». Я ему сказал. Он говорит: « За топливным складом стоит много тяпок. Выбери себе, какая тебе  понравится, и прополи три рядка».  Я ему говорю: «Владимир Фёдорович! У меня завтра письменный экзамен по математике. Можно я завтра прополю шесть рядков?». Да знал он про письменный экзамен по математике. И вот что он мне сказал: « Сергей. Если ты вырастешь и будешь любить только умственный труд, ты будешь получеловек. Если ты вырастешь и будешь любить только физический труд, ты будешь тоже получеловек. Но если ты вырастешь и будешь одинаково любить и умственный, и физический труд, - ты будешь настоящий человек. Иди прополи три рядка». У нас не было ни разу, чтобы хоть кто-то отказался что-то сделать с первого раза. У меня возможен был вариант: завтра сделаю в два раза больше. И этот вариант не прошёл.

На экзамен по математике я попросил у поварихи тёти Вали – Валентины Сергеевны её часы – кирпичик. Задачи я решил все, но к моему чертежу или к моим чертежам, сейчас не помню, возникли претензии: неудачно расположил чертёж! До меня дошли слухи, что даже педсовет школы раздвоился. Одни говорят, что надо ставить четвёрку, а другие, что можно пятёрку. В итоге получилась четвёрка. Четвёрку по математике я принял спокойно. Потом в жизни у меня была возможность проштудировать  предмет  - черчение    и я легко читал самые сложные чертежи. Обижался ли я на Владимира Фёдоровича за эти три рядка? Ничуть! Мы не знали, что такое пререкаться! И это касалось не только директора или воспитательницы. Любой:  мастер по труду, прачка, швея – мастерица, повариха и т.д. могли о чём-то попросить и никакого отказа. Помню, после письменного экзамена по математике я принёс Валентине Сергеевне её часы и сказал: «Тётя Валя! Я голодный, как волк. Очень хочу кушать». Тётя Валя пошла в кладовку, отрезала кусочек сала и положила его на кусок чёрного хлеба. Я мигом всё это съел. А тётя Валя смеётся! Она таким путём дала мне понять, что сало можно есть! Всё дело в том, что до этого момента я не ел сало и сливочное масло. Не мог даже смотреть на них. Все это знали. И за спиной моего стола было раздаточное окно. За столом сидели по четыре человека. Если давали по кусочку сала или масла,  я отдавал их ребятам за моим столом. Или тётя Валя спрашивала, что мне дать вместо них. С тех пор я стал кушать сало, а масло сливочное  до сих пор не очень люблю, почти не ем.

Забыл сказать вот о чём. Все эти 7 лет в нашей мастерской не было ни одного электродвигателя. Всё делалось вручную. Владимир Фёдорович где-то купил или достал, или в хозмаге появились, большой точильный круг. Диаметром сантиметров тридцать или больше, а шириной около десяти сантиметров. Наш мастер на все руки – Виктор Степанович сделал на четырёх ножках деревянный короб для воды, а сверху укрепил этот точильный круг на оси. На оси была ручка, чтобы вращать круг. Чтобы что-то наточить, например, железку для рубанка, фуганка и т.п. мы наливали в короб воды и кто-то крутит точильный круг, а кто-то точит эту железку мокрым  кругом.  Мы ежегодно получали вагон дров из Закарпатья. Как только дрова оказывались у нас на спортплощадке, Виктор Степанович звал ребят; рассказывал, какая древесина только дрова, а какая может пойти нам в мастерскую в дело. Особенно искали липу для авиамоделей.  Мы их сортировали и что нам, относили к мастерской. Для распиловки на дрова делали козлы, а потом двуручными пилами пилили дрова и относили их в топливный склад. То, что нам пригодится, зажимали в тисках верстаков и пилили на доски обычными одноручными пилами. Точили пилы обычными трёхгранными напильниками. Сильно выручали столярные верстаки. У меня до сих пор сохранились письма Владимира Фёдоровича. 4 марта 1957 года он сообщил: «Имеем свой колёсный трактор». В следующем письме:  «Имеем свою мельницу».

О школе!  Самые наилучшие воспоминания! Все учителя отличались солидностью, индивидуальностью и очень уважительным отношением к нам. Прошло более 60 лет, но многих помню по фамилии, имени и отчеству. Вот директор Резванова  Екатерина Ивановна. Степенная,  всех учеников называла на Вы и по имени. Мы любили и уважали всех учителей, но некоторых особенно. Мне и не только мне нравился учитель по физике и астрономии Борохов Виктор Алексеевич. Его манера ведения урока отличалась простотой и искренностью. Обычно весь класс  участвовал в обсуждении темы, любой мог сказать, как он понимает и что не понятно. Помню, мы долго обсуждали по астрономии вопрос, почему Луна не падает на Землю, если они притягиваются друг к другу? Виктор Алексеевич рассказал, что на Луну действуют две силы. Одна направлена к центру Земли - сила  притяжения масс Луны и Земли  – центростремительная сила, а другая в противоположную сторону – центробежная сила. Это объяснение было подвергнуто всеобщему обсуждению классом. Центробежная сила, а где та связь, стесняющая свободное движение Земли и Луны, которая вынуждает Луну двигаться криволинейно? Виктор Алексеевич сообщил, что мы правильно подняли этот вопрос. Просто, на сегодня такое объяснение и нестыковка в объяснении тут есть. Земля и Луна не связаны какой-либо верёвкой (силой ) друг с другом. Виктор Алексеевич был человеком искренним и я помню, как он кому-то из нас сказал: «Вот ты, например, если станешь  астрономом и может быть объяснишь это так, что не будет никаких сомнений.

Мне приходилось читать лекции выпускникам трёх школ. Молодёжь и сейчас ясноголовая .  На мой вопрос: « Если бы массы притягивались друг к другу, то,  что должно было сделать Солнце с планетами и всеми небесными телами в Солнечной системе, если в Солнце сосредоточено 99,866 % массы всей Солнечной системы? Ответ всегда был один: «Солнце должно нас поглотить».

Нынешняя молодёжь, можно сказать, заставила меня написать сей труд. Детям нужно, чтобы их любили. Дети обладают огромной интуицией – природным даром, шестым чувством. Дети нутром чувствуют обман, но не могут об этом сказать.  А нынешние  молодые  матери  стали очень эгоистичны. На тебе сколько хочешь игрушек, только отстань от меня! От большого количества игрушек только вред! Об этом хорошо написал Масару Ибука: « Многие психологи считают, что, когда вокруг ребёнка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чём-то одном. Ребёнок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней». Не любимые матерью дети могут быть очень жестоки. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Кто сказал, что дети безобидные создания? Чёрта с два!». Во всех недостатках наших детей виноваты мы – родители! Но мы не настолько самокритичны, чтобы это признать!

И ещё про одно заблуждение, что внешняя красота – это главное. Внешняя красота – явление временное. Главное для счастливой жизни и для детей и для их родителей, и для  дедушек и бабушек, а также для всех, с кем эти дети в жизни встретятся  – это  внутренняя красота, которая есть следствие хорошего воспитания, которое должно начинаться всегда с первого дня жизни ребёнка. Об этом хорошо написал Масару Ибука в своей книжке: «После трёх уже поздно».  Это характер, это хорошие привычки, трудолюбие, любовь к чистоте и порядку, это культура  и т.д. Культура человека с чистоты начинается. С чистоты во всём. С чистоты языка, в частности! Первый признак низкой культуры и дурного воспитания это мат! Желаю счастья моим читателям!

Сергей Иванченко.                     21 сентября 2018 года.

www.astrophysics.in.ua

ГРАВИТАЦИЯСкорость вращения Земли

Рис. 8

До 20-го столетия считалось, что Земля имеет стабильное вращение на протяжении долгих веков. Но после усовершенствования хронометров для измерения времени и постоянных наблюдений, оказалось, что это не совсем так. Скорость вращения Земли имеет флуктуации не только на протяжении веков, но и в годичном (сезонном), и даже в суточном вращении.

Поскольку атомные часы появились только в средине прошлого столетия, поэтому точное измерение вековых колебаний оставим потомкам, а начнем  с сезонных, годичных  колебаний вращения Земли. Годичные колебания имеют циклический характер, отсюда можно предположить, что причиной возникновения данных колебаний является движение Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца.

В конце января и июля Земля вращается быстрее (сутки короче на  0,001 с), а в апреле и ноябре – медленнее. Причем, январский цикл короче июльского [15, с.136].  Почему происходят сезонные ускорение и замедление скорости вращения? Безусловно, такие флуктуации изменения скорости вращения не могут объяснить инерционные гипотезы.  Так что же происходит с Землей?

Как всегда сначала обратимся к авторитетам. Вот как объясняет сезонные колебания Куликов, а ему вторит один в один Сидоренков (или наоборот): «Исследования последних лет показали, что главной причиной сезонной неравномерности вращения Земли является атмосферная циркуляция. Известно, что в среднем атмосфера движется относительно земной поверхности в низких широтах с востока на запад (дуют восточные ветры), а в умеренных и высоких – с запада на восток (преобладают западные ветры). Момент импульса восточных ветров отрицателен, а западных – положителен. Можно было бы думать, что эти моменты компенсируют друг друга, и момент импульса ветров всей атмосферы всегда равен нулю. Однако расчеты показывают, что момент импульса восточных ветров в несколько раз меньше момента импульсов западных ветров» [15, 16] (конец цитаты).

Отечественная наука, в основном, придерживается вышеуказанной точки зрения.

Как всегда есть гипотезы, которые связывают неравномерность вращения с магнитными силами и изменения величины магнитного поля Земли, акцентируя на том, что Земля – гигантский магнит.

На мой взгляд, оба направления не дают правильного ответа на причины изменения скорости вращения Земли.

Для того чтобы ускорить или затормозить вращение такой огромной массы как Земля требуются силы глобального и космического масштаба. Та масса воздуха, участвующая в попутном или встречном направлении вращения вряд ли может раскрутить или затормозить за короткий промежуток времени такой огромный маховик как Земля. Сравним массы Земли 5,9736·1024 кг и воздушного бассейна, оцененного в 5,1—5,3·1018 кг. Превышение одной массы над другой  в миллион раз!  Кроме того следует учитывать, что не вся масса задействована в восточных и западных ветрах, а только малая ее часть, т.к. воздух всецело не может собраться в трубу и дуть в одном направлении, разность давлений не позволит ему это сделать.

Еще одна цитата из указанного источника [15]: «В течение года массы воздуха и влаги (воды, снега и льда) перераспределяются между материками и океанами, а также между Северным и Южным полушариями. Так, в январе масса воздуха над континентом Евразия на 6·1015 кг больше, чем в июле. От января к июлю из Северного полушария в Южное переносится 4·1015 кг воздуха. В течение всей зимы происходит накопление снега в северных районах Евразии и Северной Америки. Весной же снег тает, и влага возвращается в Мировой океан. Все это меняет момент инерции Земли и в какой-то степени сказывается на ее вращении».

Как видим из приведенной цитаты, перераспределение масс воздушной и водной среды идет по меридианам. Несмотря на то, что даются расчетные цифры перераспределения воздушных масс в разное время года, общая масса воздушного бассейна не меняется. Еще один немаловажный фактор, который не усматривают сторонники приведенной теории. Оказывается, ветрам и водам в течение сезона нужно повернуть вспять не два, а четыре раза, т.к. Земля в январе ускоряется, в апреле замедляется, затем в июле снова ускоряется и в ноябре опять замедляет свое вращение.

Теперь, что касается магнето, магнитного генератора и других электрических машин. Все умозрительные манипуляции с электромагнитными силами, так или иначе, приводят к инерционным гипотезам. Ну, нет  у Земли точки опоры ни для статора, ни для ротора, поэтому не может она менять свой момент инерции, используя электротехнику.

 

Наша планета, имея эллиптическую орбиту, то приближается, то отдаляется от светила (в абсолютных цифрах около 5 миллионов км) и получает разное количество теплоты. Подсчитано, что из-за изменения расстояния между Землей и Солнцем, в перигелии количество солнечной энергии, достигающей Земли, на 6,9 % больше, чем в афелии. Посмотрим, как это сказывается на сезонных колебаниях длительности суток.

Обратимся к рисунку 2, представленному в статье «Вращение Земли». Начнем с перигелия, когда Земля приближается к Солнцу (декабрь, январь месяц). В это время зима в северном полушарии. Находясь на более близкой траектории движения вокруг Солнца, Земля получает больше теплоты и должна, по логике, быстрее нагреваться. Но ситуация усугубляется тем, что Солнце в этот период проходит по южному тропику, где преобладает водная среда. Площадь воды в южном полушарии преобладает над площадью суши в 4,3 раза. А вода, как известно, нагревается медленней и имеет меньшую суточную амплитуду температуры.

К концу января вода прогревается,  увеличивается общая интенсивность теплового потока с поверхности Земли. Увеличивается угол между терминатором и тепловым терминатором. Смещаются и увеличиваются векторы ОB и ОB1, соответственно, увеличиваются проекции этих векторов – векторы DA и D1A1 (векторы силы F1 и F2). В результате, вращающий момент М1 – увеличивается, сутки становятся короче.

Проходит временной цикл, Земля отдаляется от Солнца, уменьшается тепловое излучение, и тепловой терминатор возвращается в прежнее состояние, сутки удлиняются. Причина быстрого возвращения кроется в следующем. Гидросфера благодаря своей текучести уносит теплоту поверхностных экваториальных вод в глубины и в более высокие параллели, Гольфстрим на север, а тихоокеанские круговые течения уходят к Аляске и в сторону Антарктиды. Природные явления типа Эль-Ниньо, также способствуют этому процессу (рис. 8).

Оппозитная картина, планета находится в афелии, июнь месяц. Земля получает меньше теплоты и должна меньше нагреваться, но снова одно но! Теперь Солнце проходит над континентами, которые нагреваются в 2 раза быстрее, чем океанические воды. С поверхности Земли увеличивается интенсивность теплового потока, снова увеличиваются векторы ОB и ОB1, соответственно, увеличиваются проекции этих векторов – векторы силы F1 и F2. Увеличивается момент вращения М1, сутки вновь становятся короче.

В ноябре положение Земли меняется, тепловой терминатор возвращается к исходному состоянию – сутки удлиняются.

Для справки. Площадь суши северного полушария равна 100,5 млн. кв. км, площадь суши южного полушария равна 48,5 млн. кв. км. Отношение площадей северного к южному составляет ~2. Вычтем площадь Антарктиды из южного полушария, т.к. она находится на полюсе и практически не оказывает воздействия на тепловой терминатор, получим 34,3 млн. кв. км. Превышение суши северного полушария над южным составит ровно 3 раза.

Казалось бы, северное полушарие Земли более благоприятно для жизни, нежели южное, поскольку перигелий приходится на средину зимы, а афелий на средину лета и вследствие этого сезонные колебания температуры в северном полушарии должны сблизиться. В действительности же картина обратная – в южном полушарии температуры более сглаженные из-за огромного влияния океанов.  В южном полушарии водная поверхность значительно преобладает над сушей (19% суши, 81% воды).

Суточная нестабильность вращения Земли

 

Некоторое время тому назад группа крупных западных ученых выступила с идеей, что суточные флуктуации скорости вращения Земли обусловлены проникновением энергии солнечного ветра (например, во время магнитной бури), что и приводит к возрастанию скорости суточного вращения Земли. Такая гипотеза опять никак не связывается с механическим моментом увеличения, уменьшения его. Что может сделать солнечный ветер с огромной массой Земли в течение суток? Разве что поколебать магнитную стрелку, да и то с большим трудом!

Мое же видение этой проблемы связано именно с силовым воздействием на вращающий момент планеты, на увеличение, уменьшение его.

Если вековые и сезонные колебания скорости вращения Земли можно понять  и осмыслить, то нерегулярные (скачкообразные) логически понять трудно. Но попробуем подвести логику и под такие флуктуации. Можно с уверенностью сказать, что ни одна гипотеза предшественников не смогла дать обоснованное толкование скачкообразным изменениям скорости вращения. Это и понятно, Земля обладает огромным инерционным потенциалом и чтобы изменить скорость на малом отрезке времени требуются очень серьезные силы.

Что это за силы и откуда они могут взяться?

В принципе, эти силы я показал в той же статье «Вращение Земли» и их всего две: сила радиационного смещения от краснофотонного излучения с поверхности Земли и сила теплового дисбаланса масс между меридианными полушариями.

Должен сразу сказать, что затормозить или увеличить скорость вращения такой огромной массы как Земля, необходимо воздействие этих двух моментов одновременно в фазе.

Смоделируем такую ситуацию. Для того чтобы в течение суток замедлить вращение Земли на какую-то тысячную долю секунды, нам потребуется одновременно уменьшить моменты вращения М1 и М2. Снова обратимся к рис. 2 и 3. Чтобы уменьшить  оба момента сил нам потребуется некоторые усилия и сила разума. Для достижения цели необходимо уменьшить угол ∝ между терминатором и тепловым терминатором и постараться нагнать больше облаков на экватор.

Все, дело сделано!

Данную ситуацию я уже описал выше при сезонном колебании скорости вращения.  А теперь чуть детальней, как эту линию теплового терминатора передвинуть на тот или иной угол и для чего нужны облака.

Изменения вращения возникают по нескольким причинам: 1) интенсивность солнечной радиации (вспышки на Солнце), 2) климатические условия на поверхности Земли. В конечном итоге суточные колебания температуры сказываются на изменении скорости вращения. Казалось бы, как небольшое изменение температуры может повлиять на скорость такой массивной планеты, как Земля. Оказывается, может. Механизм мною уже был описан, но можно повторить. На суточные колебания влияют все те же два фактора – два архимедовых рычага. Один рычаг работает на поверхности с помощью электромагнитного излучения, а второй под  поверхностью, заставляя перемещаться мантию. В первом случае изменение радиационного потока от Солнца. Данный фактор мы уменьшаем с помощью экваториальной облачности. Чем больше облаков над этой зоной, тем больше отраженной солнечной энергии, тем меньше суточный перепад температур, тем меньше момент М1. Во втором случае,  чем больше облаков, тем меньше остывает поверхность Земли в ночное время, тем меньший перепад температур, тем меньше момент М2 . Оба фактора напрямую влияют на продолжительность суток.

Примером может служить следующий факт, зафиксированный в феврале 1960 года директором Парижской обсерватории А. Данжоном, который установил, что сразу же после регистрации яркой вспышки на Солнце было зафиксировано замедление вращения Земли на 0,85 миллисекунды в сутки.  Любая вспышка, это дополнительная энергия, которую Земля получает от Солнца, соответственно и больше отдает в виде краснофотонного (крафонного) излучения. В результате земная кора растягивается сильнее, ее радиус увеличивается, возрастает инерционный момент, а вращающий момент уменьшается. Вот она аналогия вращения, связанная с эффектом «фигуриста», чем «длиннее руки», тем ниже скорость вращения.

Еще одним фактом подтверждающим неравномерность растяжения/сжатия земной коры в течение короткого промежутка времени являются волны Шумана. После многочисленных исследований и перепроверок была точно определена частота резонанса Шумана – 7,83 Гц [16]. Соответственно, 7,83 раз волна обегает земной шар в течение 1 секунды. В течение суток эта частота меняется неоднократно, что и косвенно говорит о «дыхании» Земли и изменении скорости вращения.

 

Назад  Вперед

gennady-ershov.ru